Лента Дрейка Доримуса “Зои” третья в его фильмографии, исследующая то, как технологии меняют отношения между людьми. Предыдущие две - “Новизна” и “Равные” рассматривали ту же тему и, кажется, уже можно снимать отдельный выпуск про эти фильмы, потому что они представляют собой нечто единое. Но пока что поговорим подробнее о последней ленте.
Исследование человека
“Зои” - выпускавшийся на экраны под лозунгом “В будущем нет одиночества” рассказывает о компании, которая может оказать вам две услуги: дать научно обоснованный прогноз того, насколько будут успешны ваши отношения с нынешним партнером, а помимо этого компания разрабатывает так называемых “синтетиков”, которые могут стать полноценным друзьями и любовниками для тех, кто не справился с поисками своей половины. Драма одного из таких синтетиков и окажется основой сюжета. Но, конечно, это только повод для обстоятельного разговора о человеческой природе.
По следам Кларка и Дика
История, рассказанная в “Зои” весьма многогранная и отдельные в фильме есть эпизоды, которые заставляют вспомнить сцену “убийства” компьютера HAL из легендарной “Космической одиссеи”, а что-то заставит вспомнить творчество Филипа Дика, который задавался вопросом: если в наше сознание внедрить память о неком событии, то насколько эта память реальна для нас? Фальсификация человеческой личности, причем не единичная фальсификация, а массовое - это, пожалуй то, что в ленте “Зои” продолжает и даже развивает классическое наследие великих фантастов.
Проблемы искусственного интеллекта
В ленте сталкивается две линии: одна из них - жестокость человека по отношению к мыслящей машине. Ведь для человека внутри этой машины нет никакой личности, нет никого, кого можно было бы жалеть, просто сервомоторы и микросхемы, алгоритмы и программный код. Так почему бы не реализовать свои скрытые желания с помощью этого инструмента? Вторая линия связана с вопросом - если машины способны просчитывать наши реакции и с помощью такого анализа управлять нашими чувствами, то нужен ли им тотальный ядерный армагеддон? Может проще воспользоваться нашим чувством вины? Особенно остро этот вопрос звучит в финале, который выглядит как хеппи-енд, но меня лично заставил содрогнуться, поскольку искуственный интеллект, по сути, добился своей победы над человеком не в военной сфере, не в экономике и не в науке, а в сфере эмоций, которая для них сама еще загадочна, а потому там мы почти не можем сопротивляться. Так что финал фильма оставил меня в тяжелых раздумьях, считают ли авторы, что их герои преодолели кризис или же они считали, что в результате случившегося машины победили человечество, потому что научились манипулировать самым человечным в нас - нашими чувствами и сексуальностью?
Отличная картинка
Хотя монтаж иногда может показаться несколько рваным, все-таки надо отметить качество картинки. Авторы активно используют цвет, а больше того - звук. Картина наполнена музыкой, причем часть саундретка написана специально для “Зои”, и эту часть можно послушать на сайте IMDB. Те же песни, которые существовали сами по себе и были включены в фильм, я собрал на страничке Фантастика Сегодня во ВКонтакте, можете полюбопытствовать.
Кстати, ролик для Вконтакта использует не статичные картинки, которые я вынужден был использовать, чтобы не схлопотать страйк в Фейсбуке и на Ютубе, а полноценную нарезку из фильмов, так что там смотреть этот обзор во ВКонтакте интереснее.
Ну и в конце упомяну, что фильм показался мне весьма интересным, но все-таки он рассчитан на довольно интеллектуальную публику. Активного экшена в нем нет, предполагается наличие у зрителя некоторой эрудиции в области научной фантастики, “Зои” это не марвелловский боевик. Но да я боевики и не обозреваю.
Чтобы не пропустить следующие выпуски Фантастики Сегодня, подписывайтесь на канал, вступайте в группу, ставьте лайк странице. Скоро будет больше. А про фильм “Зои” у меня все. Больше симпатичных роботов вам в жизни, пока.