Победу на губернаторских выборах во Владимирской области одержал кандидат от ЛДПР Владимир Сипягин. За него отдали голоса 57% избирателей, в то время как действующий губернатор-единоросс Светлана Орлова получила 37,4%. При этом очевидно, что на голосование повлиял призыв журналиста и депутата владимирского ЗакСа Максима Шевченко испортить бюллетень. По предварительным данным, так поступило 5,5% человек, пришедших на выборы.
Поражение Орловой - это локальная история, которая демонстрирует изъяны в системе отбора и приглашения чиновников в регионы. Выходец из Приморья и профессиональный политик, Орлова быстро прошла путь от работы в КПСС до депутата Госдумы и сенатора Совета Федерации. Хороший послужной список для любого функционера из ЕР, который, однако, ничего не говорил о способностях к непосредственному руководству регионом. В 2013 году Владимир Путин по рекомендации тогдашнего внутриполитического блока предоставил Орловой шанс, назначив её врио губернатора Владимирской области. Авторитет Президента обеспечил ей тогда уверенную победу в 75% голосов в том же году.
Следующие 5 лет показали, что в качестве губернатора Орлова больше интересовалась сохранением власти (памятно создание партий-спойлеров наподобие «Гражданской позиции») и укреплением своего контроля за экономическим процессами в регионе (расследования о коррупции затронули бывшего вице-губернатора области Дмитрия Хвостова и замгубернатора Елену Мазанько). Притчей во языцех стала страсть Орловой к преувеличению своих заслуг: во время предвыборной кампании политтехнологи продвигали тезис, что никто из её оппонентов не справится с поддержанием благополучия жителей региона. Однако рейтинг российских регионов по качеству жизни (за 2017 год) говорит о том, что Владимирская область осталась типичным середнячком, не использующим близость к Москве как потенциал для роста.
Своевременная отставка помогла бы сохранить регион в руках «Единой России», но после федерального скандала с недопуском Максима Шевченко было поздно «пить Боржоми». Поездка начальника УВП Андрея Ярина в область и телеобращение Орловой продемонстрировали, что в Кремле приложили большие усилия, чтобы обеспечить действующему губернатору победу над, казалось бы, заведомо техническим кандидатом. Но колоссальный негатив, накопленный за годы губернаторства Орловой, преодолеть не удалось. Вряд ли это вообще было возможно сделать за короткий срок предвыборной кампании.
Теперь ведомству придется проделать серьезную работу над ошибками и перерыть весь кадровый резерв, включая «Лидеров России», чтобы найти адекватных кандидатов к следующему электоральному циклу. Возможно, это будут не «варяги», а выходцы из регионов «по месту голосования».