Найти в Дзене
Кинокекс

«Отче наш» на румынском, пожалуйста. Можно, двойной?

1952 год. Румыния. В далеком монастыре монахиня (Шарлотта Хоуп) совершает самоубийство. На расследование этого дела отправляют отца Берка (Демиан Бишир), известного экзорциста и молодую послушницу-сестру Айрин (Таисса Фармига, младшая сестра Веры Фармиги, сыгравшей Лоррейн Уоррен в «Заклятии»). Простое на первый взгляд дело оказывается куда сложнее: в их зажачу входит не только расследование самоубийства, но и выяснение: является ли монастырь святым местом или же он давно стал пристанищем сил зла? Очередная картина знаменитой поп-хоррор–франшизы «Заклятие» (кстати, впервые основана не на реальных событиях) работает по старым лекалам. Спин-офф, ставший частью, уже, казалось бы, самого Джеймса Вана рассказывает легенду о Валаке – демоне, что в образе Монахини наводит ужас на всех, кто её повстречает.  Со времён второго «Заклятия» мы помним, что демон способен принимать любую форму, имитировать голоса, движения, а также взаимодействовать с окружением. В «Проклятии монахини» он покажет но
Оглавление

Кадр из фильма  «Проклятие монахини»
Кадр из фильма «Проклятие монахини»

1952 год. Румыния. В далеком монастыре монахиня (Шарлотта Хоуп) совершает самоубийство. На расследование этого дела отправляют отца Берка (Демиан Бишир), известного экзорциста и молодую послушницу-сестру Айрин (Таисса Фармига, младшая сестра Веры Фармиги, сыгравшей Лоррейн Уоррен в «Заклятии»). Простое на первый взгляд дело оказывается куда сложнее: в их зажачу входит не только расследование самоубийства, но и выяснение: является ли монастырь святым местом или же он давно стал пристанищем сил зла? Очередная картина знаменитой поп-хоррор–франшизы «Заклятие» (кстати, впервые основана не на реальных событиях) работает по старым лекалам. Спин-офф, ставший частью, уже, казалось бы, самого Джеймса Вана рассказывает легенду о Валаке – демоне, что в образе Монахини наводит ужас на всех, кто её повстречает.  Со времён второго «Заклятия» мы помним, что демон способен принимать любую форму, имитировать голоса, движения, а также взаимодействовать с окружением. В «Проклятии монахини» он покажет новые трюки.

Кадр из фильма  «Проклятие монахини»
Кадр из фильма «Проклятие монахини»

Обитательницы женских монастырей превращаются в монстров, как правило, в низкобюджетных кровавых и, что важнее, эротических фильмах, которые называют nunsploitation — эксплуатационным кино о монашках. Мода на него активно развивалась после выхода «Дьяволов» Кена Расселла, особенно в Италии в 1970-х. Эти секулярные фильмы не стеснялись изображать смелые фетишистские фантазии. В «Проклятии Монахини» этого, конечно же, нет. Никакого хулиганства. Разве что пропаганда сатанизма в чистом виде. Но где мы этого не видели?! Хронологически «Проклятие монахини» — это первый фильм в хоррор-киновселенной Джеймса Вана. Команда создателей – крепкая: сценарием занимался Гари Доберман, работавший над обоими «Проклятиями Аннабель» и прошлогодним хитом проката «Оно»; камерой орудовал Максим Александр, шестью годами ранее снимавший визуальный шедевр «Маньяк». Режиссером «Проклятия монахини» стал Корин Харди, ярко дебютировавший в фолк-хорроре «Из тьмы».

Кадр из фильма  «Проклятие монахини»
Кадр из фильма «Проклятие монахини»
Кадр из фильма  «Проклятие монахини»
Кадр из фильма «Проклятие монахини»

Режиссер Корин Харди пытается следовать схеме Джеймса Вана, представляя визуально оригинальные способы напугать зрителя, но они зачастую не работают. Причина проста — все чересчур ожидаемо. Сюжет, что самое удивительное, в духе «Кода да Винчи». Запечатанного в женском монастыре демона Валака будят бомбы во время Второй мировой войны. Монстр ищет, в кого бы вселиться, а вскоре бороться с ним приезжают посланцы Ватикана. Главным оружием оказывается кровь Христа. Не вино, превращенное в кровь Христову во время Евхаристии, а настоящая изначальная кровь Иисуса. У «Проклятия монахини» есть и ещё одно достоинство — операторская работа.  Например, сцены в ночном тумане на кладбище или в катакомбах, где десяток монахинь окружают одного из главных героев. Харди смог снять совершенно типичные моменты для жанра, подобрав для них максимально красивую подачу. И на эти, всё же клише, приятно смотреть.

Кадр из фильма  «Проклятие монахини»
Кадр из фильма «Проклятие монахини»

«Проклятье монахини» воспринимается как упражнение в жанре, причем упражнение для зрителя: считать все тропы, узнать все цитаты и предугадать сюжетные повороты. Это очередная история из Вселенной «Заклятие», рассказанная впопыхах и слишком иронично, чтобы воспринимать её всерьёз. Пока в свет выходят по-настоящему оригинальные и яркие работы типа «Оно следует за тобой», «Реинкарнация», «Мэнди» или «Тихое место», авторы «Заклятия» и его клонов настойчиво штампуют поделки и превращают отличную идею в хоррор-мейнстрим. Но нам-то нравится, кого мы обманываем!

7/10

Adam Kesher

Понравилась статья? Ставьте 👍, подписывайтесь на наш канал и расскажите о нем друзьям!

Фолловьте в Инстаграме @kesher_adam и Твиттере @di_kesher и помните «Оркестра нет».