Пишет имам Шихабуддин Ахмад ибн Идрис аль-Карафи аль-Малики (ум. 685 г.х.):
[Что такое упование?]*
«Упование (ар.: тауаккуль / таваккуль) — это опора сердца на Аллаха в том, чтобы Он даровал некое благо или избавил от некоего вреда.
[Мнения ученых о принятии соответствующих мер]
Ученые разногласят о том, считается ли условием упования отказ от принятия (ведущих к свершению желаемого) мер. К тому (что это — условие) склонился аль-Газали в книге «Ихья ‘улюм ад-дин» и другие.
А те, кто занимается исследованием и уточнением, сказали, что это не является условием. И даже наоборот: лучше принимать (ведущие к свершению желаемого) меры согласно тому, что передано в шариатских текстах и подтверждается доводами разума.
[Доказательства из шариатских текстов в пользу мнения, которое выбрал имам аль-Карафи]
Что касается переданного в шариатских текстах, то это слова Всевышнего: «Приготовьте против них сколько сможете силы и боевых коней». (Добыча, 60) И сказал Всевышний: «Воистину, шайтан является вашим врагом. Так относитесь же к нему, как к врагу». (Творец, 6)
Всевышний повелел принимать меры предосторожности в нескольких местах Его Великого Писания. А Его посланник, мир ему и благословение Аллаха — господин уповающих, и он обходил арабские племена со словами: «Кто предоставит мне защиту, чтобы я мог донести послание моего Господа?» Также у него была группа людей, которая охраняла его от врага, пока не были ниспосланы слова Всевышнего: «Аллах защитит тебя от людей». (Трапеза, 67) И вошел он в Мекку победителем, будучи меж двух щитов в защищенном железными доспехами зеленом отряде. А в конце жизни, благоденствуя, он запасался пропитанием для своей семьи на год вперед.
[Доказательство из доводов разума в пользу мнения, которое выбрал имам аль-Карафи]
Что касается доказательств со стороны доводов разума, то (если представить), что есть некий великий царь, и есть у него определенные обычаи и привычки, так что хорошо ему работается только в определенные дни, или выходит он только через определенные ворота, или заверяет он (решения, прошения) только в определенных местах, то хорошая культура поведения в отношении к нему будет заключаться в том, чтобы не требовать от него совершать то, что не соответствует его обычаю; не противоречить его обычаям, а действовать в соответствии с ними.
А Пречистый Всевышний Аллах — Царь царей, величайший из великих, Он величественнее, чем это описание, и Он устроил Свои владения согласно закономерностям, которые пожелал (установить), причинам, которые соразмерил и связал их с плодами Своего Могущества. Если бы Он пожелал, то не установил бы эту связь. Но Он сделал так, что жажда уходит с питьем, насыщение приходит с едой, сжигание с огнем, жизнь с вдыханием воздуха. И кто желает получить эти плоды от Аллаха, минуя их причины, тот демонстрирует плохую культуру поведения (в отношении Аллаха). Наоборот, следует искать милости Аллаха в закономерностях, которые Он установил.
[Виды людей в их отношении к упованию]
А люди в этом плане разделились на три вида.
Один из них — это те, которые в своем отношении ко Всевышнему Аллаху действуют лишь исходя из опоры их сердец на Его Могущество, не придавая значения причинам и закономерностям (явлений). Они уходили в плаванье по морю во время ужасных бурь, отправлялись без припасов в путь через огромные губительные пустыни и совершали другие подобные поступки. У них произошло упущение в благонравии по отношению к Аллаху. Так поступала группа людей, посвятивших себя поклонению.
Второй вид — это те, которые учли причины и отвернулись от упования. Таково положение большинства творений. Это наихудший вид. И может быть (какие-то из них) с таким отношением дошли до неверия (куфр).
И третий вид — это те, чьи сердца опираются на Могущество Всевышнего Аллаха, и они вместе с тем ищут Его милости в Его закономерностях, учитывая причины (явлений), как те, с которыми связано их (явлений) появление, так и те, с которыми связано их облегчение. Они объединили упование и благонравие. И это пророки, правдивейшие и особенные из рабов Аллаха — знающие об Аллахе, достигшие познания о должном отношении к Нему. Да сделает Аллах нас из их числа по Своей Милости и Щедрости».
См. «Аз-Захыра» 13/247-249.
* Оглавление в квадратных скобках — от переводчика.
________________________
Источник и арабский текст: https://muntaqa.info/tawakkul
Твиттер: https://twitter.com/muntaqa_info
Ютуб-канал: https://www.youtube.com/c/muntaqa
Группа "Фикх" вконтакте: https://vk.com/alfiqh
Инстаграм: https://instagram.com/muntaqai