Найти в Дзене

Гомер и изобретение алфавита

Знаете ли вы, что такое граффити? Если вы сейчас представили себе творения Бэнкси на стенах английских домов, то вы точно не античник, потому что тру любители древней истории должны, конечно, представлять себе черепки (остраконы) с угловатыми буквами древнегреческого алфавита. Именно эти короткие и не всегда читабельные строки и называют самыми ранними греческими записями, созданными с использованием первого полноценного алфавита. У финикийцев греки позаимствовали сами знаки, а вот введение гласных, причем разных по долготе — изобретение чисто греческое, и оно много говорит нам о культуре древней Эллады.

Auguste Leloir, Нomère, 1841
Auguste Leloir, Нomère, 1841

Объясняю почему. Вы, как и я в свое время, наверное слышали, что алфавитная письменность была перенята древнегреческими купцами от финикийце и использовалась в чисто утилитарных, коммерческих целях. Эта точка зрения долго главенствовала в науке, но в последнее время все больше ученых склоняется к, казалось бы, довольно романтичной теории, которую впервые озвучил Барри Пауэл, американский исследователь античности, профессор Висконсинского университета в Мэдисоне. В своей работе Homer and the Origin of the Greek Alphabet он говорит о том, что скорее всего, греческая алфавитная письменность была создана для записи эпических поэм. И действительно, подсчет товаров и записи о его купле-продаже вполне можно вести как финикийцы и другие древние семитские народы — одними согласными, в то время как без гласных звуков невозможно прочитать ни одной стихотворной строки (греческая поэтическая традиция и метрика основывалась на просодии, чередовании долгих и кратких гласных, создающих ритм текста).

-2

Данные современной археологии также подтверждают эту теорию, поскольку самыми первыми греческими надписями, найденными в виде тех самых граффити, являются цитаты из эпоса и подражания эпической поэзии. В качестве красочного примера на картинке внизу можно увидеть так называемый «Кубок Нестора» из Искьи. Не смотря на громкое наименование, это обычный глиняный скифос, чаша для питья, а надпись на ней носит скорее пародийный характер:

Я — кубок Нестора, удобный для питья,
Кто из кубка этого выпьет, того человека,
Сразу охватит пыл Афродиты прекрасновенчанной.

В «Иллиаде» упоминается роскошный кубок пилосского царя, но там нет ничего про «пыл Афродиты», то есть это не цитата, а именно вариация на тему или скорее фривольная шука, оформленная в виде гомеровского гекзаметра.

И тут некоторые исследователи, в том числе очень мной любимый Игорь Евгеньевич Суриков (его наикрутейшие лекции по Гомеровскому эпосу есть на ютубе) идут еще дальше и задаются вопросом, а не был ли Гомер не только собирателем поэм, создавшим из разрозненных сюжетов, бытовавших в разных частях Греции, два цельных эпических полотна, еще и создателем системы знаков, способной записать плоды его творчества и/или кодификации.

-3

В моей буйной фантазии Гомер рисуется именно таким: не слепым сказителем, овеянным бессмертной славой, а отчаянным энтузиастом, скитающимся по Греции в поисках новых поэтических строк и попутно создающий «Иллиаду» и «Одиссею», ставшие трудами всей его жизни. Романтично? – Да, безусловно, но ведь и не антинаучно, так что имеет право на жизнь. И вообще, мое дело — просто рассказать вам о том, что, возможно, первый алфавит был создан первым поэтом, и в самой этой возможности есть что-то удивительно вдохновляющее, заставляющее чуть больше верить в людей.