Производители лекарств планируют ввести аудит российских ритейлеров для борьбы с недобросовестными аптечными сетями. Таким способом они пытаются избежать многократной выплаты бонусов, которые возникают при непрозрачных перепродажах лекарств сетями друг другу.
Основная задача новой системы – сбор и обработка данных о реальных продажах в аптеках. Фармпроизводители утверждает, что проект призван ликвидировать серый рынок перепродаж между аптеками, объем которого оценивается в 150 млрд руб. Об этом сообщает «Коммерсантъ» со ссылкой на источник на профильном рынке.
Сейчас крупные аптечные сети, приобретая товар у производителей, могут получить бонус за объем закупок, а затем реализовать продукцию более мелким сетям. Последние, в свою очередь, нередко требуют от производителя бонус за продажу того же товара.
К проекту в пилотном режиме присоединились три производителя, в том числе «Фармстандарт» и Galderma (дочернее предприятие Nestle по производству дерматологических препаратов), и три крупные сети, в числе которых «Неофарм».
Оператором проекта, названного PharmCheck, стало агентство Rx Code. Клиентская часть будет представлять собой облачное пространство с личными кабинетами, в которые будут передаваться данные по продажам продукции конкретного производителя. Информация будет поступать через программное обеспечение, установленное на кассовые системы аптечных сетей, или от операторов фискальных данных. К аудиту предполагается подключить одну из международных аудиторских компаний «большой четверки».
Некоторые аптечные сети, хотя и участвуют в проекте, но относятся к инициативе осторожно, полагая, что не исключена утечка данных о продажах третьим лицам, в частности сторонним производителям.
Есть мнение, что нововведение не сможет обеспечить получение производителями корректной информации о продажах, так как система может базироваться на данных аптечных сетей, но для анализа чеков нет подходящей инфраструктуры. Сети используют отличающиеся друг от друга многоступенчатые системы обработки данных, из-за чего анализ информации также будет затруднен, а обеспечить производителей корректной информацией сможет только внедрение общей системы маркировки лекарств.