Найти тему

Что было сделано, чтобы воссоединить Белоруссию

Говорят, молва впереди человека бежит. Не успел Владимир Царюк переступить порог родного дома, как в хату полно набилось народу. Много было разговоров о том, что было, что делать дальше.

Наконец перестали хлопать двери, впуская и выпуская людей. Владимир Зенонович и его семья — старуха мать, жена и дети — остались одни. Шура, уже совсем взрослый (ему шел шестнадцатый год), не отходил от отца ни на шаг, смотрел на него влюбленными глазами. А младшие — Люда и Виктор (он родился, когда отец уже сидел в тюрьме) — дичились, жались к матери. Но Владимир Зенонович притянул их к себе, стал рассказывать веселые истории, и холодок недоверия растаял.

Елена Леонтьевна поведала мужу, как все эти бесконечно долгие и трудные годы они ждали и верили: он обязательно вернется.

А ждать было нелегко. Дефензива установила над семьей негласный надзор. Мало того, подсылали шпиков, провокаторов. Прикинувшись друзьями, они нашептывали, что готовится побег, надо найти убежище, где Царюк мог бы укрыться, сообщить об этом его друзьям, оставшимся на воле. Но Елена сразу поняла: дефензива хочет выловить тех, кто был связан с Володей. Ничего у них не получилось. Чтобы прокормить детей, Елена и бабушка Лиза работали на поденщине у помещика.

Совсем стало худо, когда пала корова. Может, приключилась с ней хвороба, а может, отравили — кто знает? Они уж по миру собрались идти, как вдруг один их однофамилец принес злотые на покупку коровы. Откуда деньги, кто выручил семью в столь горькую минуту — неизвестно. Лишь потом окольными путями Елена узнала, кто помог ей. Оказалось — ее брат Николай, который жил в Минске. И потом от него не раз приходили деньги; на них покупали детям одежду, обувь, а когда они пошли в школу — книги, учебники, тетради.

И вообще свет не без добрых людей. Проведав, что Елена готовит очередную посылку мужу, односельчане несли кто кусочек сала, кто круг домашней колбасы, кто десяток-другой яичек. Так всем миром помогали земляку. А бывало, поздним вечером на подворье въедет телега и совсем незнакомые люди выгружают то мешки с бульбой, то бочку квашеной капусты, то мешок-другой зерна или муки. Видно, это были Володины товарищи по партии.

Владимир Зенонович слушал и думал: что было труднее — отбывать тюремное наказание или вот так час за часом, день за днем вести борьбу за существование семьи, за жизнь детей, за то, чтобы они росли настоящими людьми?..

В воскресенье 22 октября 1939 года состоялись выборы в Народное собрание Западной Белоруссии. В тот радостный и торжественный день мандаты депутатов получили более девятисот лучших сынов и дочерей Западной Белоруссии. Земляки единодушно избрали В. 3. Царюка своим представителем в верховный орган власти.

Вскоре он отправился в Белосток, где проходило Народное собрание. Сколько неожиданных и радостных встреч! Его друг и соратник Сергей Притыцкий выступил с докладом о форме государственной власти. Отныне и навеки она будет Советской! Народное собрание единодушно проголосовало за воссоединение Западной Белоруссии с Советской Белоруссией. Одновременно была избрана Полномочная комиссия Народного собрания Западной Белоруссии. Ей поручили поехать в Москву и вручить Верховному Совету СССР декларацию с просьбой принять Западную Белоруссию в состав Советского Союза и воссоединить ее с Белорусской ССР. В состав Полномочной комиссии вошли наряду с другими товарищами С. О. Притыцкий и В. 3. Царюк. Мечта народная сбылась!

Все, что происходило потом, напоминало волшебный чудесный сон. Казалось, еще только вчера он, Владимир Царюк, политзаключенный, звенел кандалами, а сегодня едет в Москву, где в Большом Кремлевском дворце состоится сессия Верховного Совета СССР. Когда делегаты Полномочной комиссии вошли, огромный светлый зал встретил их шквалом аплодисментов. Депутаты парламента первого в мире государства рабочих и крестьян стоя приветствовали посланцев Западной Украины и Западной Белоруссии.

-2

2 ноября 1939 года Западную Белоруссию включили в состав СССР, а 12 ноября объединили Западную Белоруссию с БССР, воссоединив тем самым белорусский народ.

Затем в обстановке всеобщего ликования в Западной Белоруссии состоялись первые всеобщие выборы в верховные и местные органы власти. Царюк стал депутатом Верховного Совета БССР и председателем Столбцовского райисполкома, а его друг Сергей Притыцкий — депутатом Верховного Совета СССР, заместителем председателя Белостокского облисполкома. Впереди — непочатый край работы...

Понравилась статья? Поставь лайк, поделись в соцсетях и подпишись на канал!