Найти в Дзене

По следам пропавшего трамвая: г. Ногинск

"Последний из Могикан" - Трамвай КТМ-8, №36. Фото: Максим Фандюшин
"Последний из Могикан" - Трамвай КТМ-8, №36. Фото: Максим Фандюшин

Канувшие в лету

Давным-давно жил-был трамвай в подмосковном городе Ногинск. Пришел он в город в 1924 году. Дорогу он имел простую, однопутную - от завода Кардолента (Истомкино) до Захарово, с разъездами по всему участку сети, да и с двумя съездами: один на контейнерную станцию, а другой - в депо.

Было в городе три маршрута: Истомкино-Захарово, Вокзал-Захарово, Вокзал Истомкино . В 1937 году 2 и 3 отменили, а 1 продлили до посёлка Октября, а кольцо у Захарово разобрали. В 1950 году начали строительство линии в посёлок Ильича. Строили долго, целых 12 лет. В 1962 заработал маршрут 2 от вокзала до Ильича. Но прожил сей маршрут совсем недолго. И вот уже в 1972 новая линия была закрыта, маршрут 2 отменён. Со стороны Истомкино трамвай продлили до Доможирово, а пути к заводу демонтировали. Так жила неизменно сеть вплоть до 1995 года, когда был построен треугольник у Захарово, для разворота трамваев на время ремонта путей.

-2

И жилось трамваю до 2006 года хорошо, все любили трамвай и активно пользовались. Но вот беда - пришли более быстрые и частые маршрутки, и люди стали пользоваться ими, а спрос на трамвай стал резко падать. За 5 лет пассажиропоток снизился в 7 раз и популярность трамвая вместе с ним.

Уже в 2010 году число трамваев на линии сократилось до 3-4 вместо 7-8. Через год, в 2011 году трамвай стал чахнуть. За этот год он проработал от силы 3 месяца, за 2012 - 40 дней.

2013 год стал роковым для трамвая. Трамвай проработал 5 дней, после чего движение было прекращено. В 2016 году вагон №36 совершил несколько "рейсов", будучи прицепленным к тягачу на коротком участке пути. По сути, это и стало последним явлением трамвая горожанам...

А теперь пройдемся по небольшому участку пути маршрута бывшего трамвая №3 : Вокзал-Истомкино. На май 2018 вся контактная сеть срезана. Так выглядят пути у вокзала Ногинск:

Комсомольская улица. Фото: Максим Фандюшин
Комсомольская улица. Фото: Максим Фандюшин

Свернем на Трудовую улицу

Трудовая улица. Фото: Максим Фандюшин
Трудовая улица. Фото: Максим Фандюшин

Следует обратить внимание, что на этой улице пути достаточно молодые. Однако уже в августе их разобрали.

Остановка Площадь Бугрова, улица III Интернационала. Фото: Максим Фандюшин
Остановка Площадь Бугрова, улица III Интернационала. Фото: Максим Фандюшин

И снова поворот на улицу III Интернационала. Так выглядит один из разъездов...

Улица III Интернационала. Фото: Максим Фандюшин
Улица III Интернационала. Фото: Максим Фандюшин

...И еще один у Дома детского творчества. Все механизмы уже давно разворованы.

Улица III Интернационала. Фото: Максим Фандюшин
Улица III Интернационала. Фото: Максим Фандюшин

Пути вдоль ПКиО г.Ногинска все заросли травой и засыпаны местами землей.

Наконец, подходим к съезду в депо. Дальше путей нет, только в сторону "обиталища" трамваев. Проверим, что там.

Путь в депо. Фото: Максим Фандюшин
Путь в депо. Фото: Максим Фандюшин

Среди старых домов и зарослей прослеживаются остатки трамвайных путей, которые обрываются у ворот.

Опора КС. Фото: Максим Фандюшин
Опора КС. Фото: Максим Фандюшин

Одна из сохранившихся опор контактной сети с креплениями 50-х годов.

Трамвай КТМ-8 (71-608) Фото: Максим Фандюшин
Трамвай КТМ-8 (71-608) Фото: Максим Фандюшин

Последний рабочий трамвай Ногинска был сохранен Военно-Техническим музеем Черноголовского района. В ближайшем будущем только этот трамвай и будет напоминать о том, что в московском областном городе Ногинск с 1924 по 2013 год было трамвайное движение.

Это была грустная история трамвая в славном городе Ногинск. В следующем выпуске вас будут ждать яркие и веселые эмоции, так что, надеюсь, грустить не придется! Отличного дня, друзья!
Поддерживайте проект лайками и подписками - контент выпускается для популяризации транспортной инфраструктуры среди людей любого пола и возраста. С уважением, Максим Фандюшин.