Первый (иудейский) период Иерусалима окончился, как мы помним, разрушением города римскими войсками и полным изгнанием иудеев из него. Переименованный Адрианом в Элию Капитолину, он приходил в упадок, превращаясь в просто в центр одной из многочисленных провинций.
На Голгофе за оградой ветхозаветного города был построен храм Венеры, а на месте сожженных строений постепенно появились “римские” здания. Храм Соломона заменен на Храм Юпитера. Правда, после посещения Адрианом Иерусалима в Ниле утонул его любимец Антиной, а в самой Иудее началось восстание Бар-Кохба, подавление которого огромными усилиями и стало главной военной победой императора. Разумеется, за этим последовали очередной геноцид и повышение налогов.
Равноапостольные.
Но все хорошее когда-нибудь заканчивается. Так, в Риме закончилась эпоха хороших императоров, а за ней и династия Северов, период восхитительных по своему разнообразию миксов сиюминутных императоров. Диоклетиан впервые перестал прикидываться первым из сенаторов и, наконец, становится абсолютным властителем империи, которую делит на 4 части. Власть держится на четырех наместниках-тетрархах. Через некоторое время одним из них и становится Константин Великий. Взойдя на престол, он отменяет полностью гонения на христиан, а в 313 году делает христианство основной религией.
Для Иерусалима переломным моментом становится паломничество в город матери Константина святой равноапостольной Елены, христианки по вероиповеданию (Константин крестился только перед смертью). По преданию Елене было видение во сне, что следует прибыть в святой город, открыв нечестивым веру, а также отыскав главные реликвии.
Каким-то образом (апокрифическая версия, что при помощи Иуды Кириака) Елена смогла обнаружить место распятия Христа, а, разрушив Храм Венеры и проведя раскопки, обнаружила животворящий крест, четыре гвоздя и титло “INRI”.
Самым известным живописным повествованием этого сюжета являются фрески церкви в Ареццо Пьеро делла Франческо.
Елена вывезла крест в Константинополь, туда же отправились и гвозди, а вот Титло исчезло во времена крестовых походов. Все эти реликвии были разделены, поэтому есть множество мест, где хранятся их части.
На месте казни Христа по повелению императрицы был возведен Храм Гроба Господня, куда все приходят поклониться и сегодня. Разумеется, само здание многократно повреждалось и разрушалось, поэтому сегодня мы видим только современную версию.
Еленой было основано еще несколько храмов, но на судьбе иудеев в городе этот не сказалось положительно. Теперь они были народом, распявшим Господа, поэтому Константин лишь подкрепил запрет ступать в Святой город.
Ночное путешествие.
Город достаточно быстро развивался и процветал под византийским правлением, но евреев туда не допускали вплоть до завоевания мусульманскими правителями за исключением 13 лет, когда город захватил персидский правитель Хосров II. Хотя период, когда ему удалось вернуть евреев в город, был очень коротким, именно с ним связаны события, которые поставили Иерусалим в центр переплетения мировой духовной жизни.
По свидетельствам христианских летописцев (сегодня это оспаривается историками), армия Хосрова вместе с евреями убила множество христиан и разрушила самый первый Храм Гроба Господня.
Второе событие относится к жизнеописанию пророка Мухаммеда, который около 619 года по нашему современному летоисчислению уснул в Мекке, но во сне ему явился в архангел Гавриил (Джибраил) и повелел двигаться в Иерусалим. Мухаммеда перенес туда крылатый конь Бурак, который верой и правдой служил в этом деле и другим пророкам. (Привязывали они его, кстати, у Западной стены, поэтому мусульмане почитают ее тоже.) Там в Иерусалимском храме его ожидали другие пророки: Друг Аллаха Ибрагим (Авраам), Дух Аллаха Иса (Иисус Христос), Муса (Моисей) и отец человечества Адам. Все вместе они помолились, причем Мухаммед был имамом среди них. Там же он отказался от поднесенного Джибралом вина, закрепив это в качестве правила религии.
После он был вознесен на седьмое небо к Аллаху, где тот явил пророку основы ислама, после чего вернул в Мекку. Этот сюжет, называемый Исра и Мирадж, положил основу для строительства “отдаленной мечети” или мечети аль-Акса (тоже перестраивалась многократно). Аль-Акса - третья по значимости мечеть исламского мира после мечетей в Мекке и Медине.
С этого периода начинается постепенная исламизация Иерусалима. Поначалу верующие даже молятся, обратившись в его сторону. Возвращение себе города византийским императором Ираклием ознаменовалось очередной резней евреев, как поддержавших Хосрова. Изначально им было дано обещание сохранности жизни и имущества, однако клятва была быстро нарушена.
Халиф Хаттабыч.
Византийская власть над городом не была долгой. Контроль над ним затребовал Праведный халиф Умар ибн аль-Хаттаб. (Если вы погуглите имена четырех Праведных халифов ислама, начнете кое-что понимать и в проблемах современных радикальных исламских течений). Надо сказать, местный патриарх практически добровольно передал город Умару (или Омару I), потому что предсказание гласило, что скромный и простой воин укрепит Город Храма. Так и произошло. Умар посетил христианские святыни, включая Храм Гроба Господня, поклонился им, но молитву совершил вне его стен, дабы никто из мусульман не посчитал необходимым претендовать на храм.
Евреев допустили обратно в город, где им и христианам разрешалось проводить богослужения и обряды. Правда, с гражданской точки зрения, права немусульманского населения серьезно ущемлялись. Тем не менее, до конца X века город процветал экономически и не имел серьезных внутренних проблем. За это время были построенв и сама мечеть аль-Акса и Купол Скалы, которые и сегодня относятся к главным исламским святыням.
Карлу Великому удалось выторговать у правителей Иерусалима право покровительствовать паломникам, что привело к росту количества христиан, посещающих свои святыни.
Город Крестоносцев.
В XI веке в результате военных конфликтов исламских правителей, усиления давления на христиан, а также слухов, что Храм Гроба Господня разрушен, а паломников убивают, папа Урбан II включил в Первый крестовый поход дополнительную цель освобождения Гроба Господня от мусульман. Для повышения серьезности, так сказать. Изначально поход был глубоко политическим. По просьбе Византийского императора Алексея I Комнина планировалось отбить угрозу Анатолии от турок-сельджуков, но общая обстановка в Европе и проповеди Петра Пустынника привели к появлению яркого религиозного наполнения.
В результате крайне спонтанно организованного многотысячного похода бедняков, пошедших невооруженными и без провианта с семьями и детьми, и, разумеется, преимущественно погибших в столкновениях с хорошо обученным войском сельджуков, в Европе резко обострились антисемитские выступления, что привело к резне евреев в городах Германии.
В самой Иудее и взятом в 1099 г. дворянскими крестоносцами Иерусалиме произошло массовое истребление евреев. Их заставляли принять христианство или убивали, прикрываясь указанием папы уничтожать, исповедующих иную веру. Город утопили по колено в крови.
Были изгнаны и представители различных восточных христианских течений, а в самом Иерусалиме начался период самостоятельного государства. Краткий, но очень многое давший современной цивилизации.
Заселившие опустевший город крестоносцы быстро обнаружили ряд серьезных проблем. Во-первых, пришлось вспомнить, что он стоит вне торговых путей и на весьма скудной почве. Во-вторых, в случае обороны городу нечего было противопоставить неприятелю.
Так, в течение двух столетий существования отдельного государства в Иерусалиме проводилась совершенно нетипичная политика.
Во-первых, были возвращены представители восточных христианских течений. Так как огромная часть домов стояла пустой, их привлекали возможностью закрепить за собой собственность на здание после года проживания в нем. Часть города даже была предложена сирийским трансиорданцам, которые и сейчас населяют один из районов.
Во-вторых, основным доходом города стал туризм. Да-да, именно обслуживание и торговля с паломниками начали пополнять бюджет. Для этого были отменены таможенные пошлины, что дало возможность продавать импортируемые (почитай, все) товары паломникам с хорошей прибылью. В этом смысле Иерусалим стал первым офшором.
В-третьих, были образованы первые духовно-рыцарские ордена, занимавшиеся отдельными видами деятельности на впоследствии глобальном уровне. Развивавшие свое дело с немалой прибылью и обладавшие огромным влиянием, они стали прообразами глобальных корпораций.
Первый орден - госпитальеров (правильно называется “Странноприимный орден”) - был создан для приюта и лечения паломников, а затем стал и обеспечивать их безопасность на всей христианской территории. Орден начал быстро скупать земли для своих организаций, где возводились и фортификационные сооружения. Собственно, первые госпитали, как раз были в их ведении.
Второй, состоявший поначалу из нескольких бедных рыцарей, провозгласивших своей задачей защиту центра христианства и паломников, получили в пользование бывшую мечеть аль-Акса, которая, как считается, стоит на месте первого храма. Своим первым названием они обязаны штаб-квартире - “Орден бедных рыцарей храма Соломона”. Нам этот орден прекрасно известен как один из самых богатых и могущественных орденов рыцарей-храмовников или тамплиеров.
Третий построил в Иерусалиме, а затем начал основывать и в Европе больницы для прокаженных. Его название “Орден Святого Лазаря” известно нам по слову “лазарет”, как мобильная военная клиника.
С этим наполнением культурами разных народов европейский homo urbanus обрел там, где потерял Город Храма.
Что почитать:
1. Про историю истинного креста Пьеро делла Франческо
2. Первая часть про Иерусалим.
3. Что такое "Небесный Иерусалим"?
Понравилась публикация? Не забудь лайкнуть и подписаться на канал.