Найти тему
Майор Каменская

Гордый Рогозин

Американцы предложили Роскосмосу совместную работу над лунной научной базой. Дмитрий Рогозин предложение отверг, мотивируя это тем, что Россия может организовать данный проект совершенно самостоятельно.

Ну или, на крайняк, с какой-нибудь страной БРИКС.

Да, это заявление звучит на фоне того, что дела в российской космонавтике обстоят примерно вот так. Рогозина очень обидело, что строительство отсека для выхода в открытый космос на лунной базе планируется совершить по американским стандартам. Кроме того, отсек будет предназначаться для американских же скафандров, потому что они, видите ли, лучше подходят для Луны. Разумеется, это абсолютно безосновательное заявление для страны, некогда осуществившей доставку и высадку людей на Луну. Поэтому космический начальник гордо отказался от работы с американцами и заявил, что построит на Луне персональную российскую базу.

Дело даже не в том, что, подписавшись на лунную программу, наше ведомство было бы вынуждено включиться в работу, не имея ни технических, ни производственных ресурсов – благодаря плодотворной деятельности начальников – и тем самым опростоволосилось бы на весь мир. Это все-таки не под носом родного руководства растаскивать выделенные средства и списывать неудачи на плохую погоду. Тут пришлось бы предъявлять реальные результаты, хотя бы для того, чтобы выглядеть «не хуже пиндосов». И получать от высших инстанций по первое число в случае отставания, которое в этом случае просто неизбежно.

Дело в том, что история в очередной раз делает круг.

На заре 60-х президент Кеннеди предлагал СССР вместе трудиться над лунной программой "Аполлон". Советы отказались категорически, ну а итог мы все знаем. А ведь тогда космонавтика у нас находилась на принципиально другом уровне, и кое-что о себе заявить действительно могла. У СССР были все основания рассчитывать исключительно на свои силы. И тем не менее в одиночку ничего не получилось.

Вообще, на мой взгляд, освоение космоса касается людей как вида, а не граждан какого-либо государства; там – наше будущее, наш путь и сама жизнь. Сюда прекрасно подходит фраза Нила Армстронга: «Это маленький шаг для человека, но огромный скачок для ЧЕЛОВЕЧЕСТВА». Апогеем деятельности человека разумного была бы совместная работа стран, которые располагают интеллектуальными, денежными и технологическими ресурсами для разработки космических программ. Таких стран на планете не так уж и много. Работая сообща, они непременно достигли бы успеха - не ради политических амбиций, глупого соперничества или лидерства в земной возне, а для общечеловеческого прогресса.

Но до этого нам, похоже, еще очень и очень далеко.

Кто знает, согласись тогда СССР сотрудничать с NASA - и мы, может быть, жили бы сейчас в совсем другом мире. Совместно освоили бы ближний космос. И выбрались бы за пределы Земли-колыбели. Нужно было всего лишь пойти навстречу...

Отказ Рогозина едва ли столь судьбоносен. Но зато очень символичен и красноречив.