Найти в Дзене
Marianna from Norway

Длинный рассказ про короткое норвежское путешествие. Часть первая - про аренду машины, дороги и цены

Оглавление

Многие просили меня поподробнее рассказать про нашу поездку на фьорды в середине сентября и вот наконец я решилась. Я немного откладывала, потому что столкнулась с проблемой - когда я жила в Москве, подавляющее большинство моих друзей и знакомых тоже были из Москвы, и при желании они могли бы от и до повторить мой маршрут. Но сейчас с переездом у меня появилось очень много новых знакомств, и некоторым, например, не нужна виза, кто-то живет на юге, а кто-то на севере Норвегии, кто-то живет в Швеции, и наверное всем будет интересно что-то свое. Поэтому я решила просто описать свой маршрут, периодически отвлекаясь на какие-то на мой взгляд интересные штуки, но предполагая, что заранее удовлетворить любопытство всех и каждого и все равно не смогу. Поэтому если у вас будут какие-то вопросы - смело задавайте их в комментариях, возможно я смогу на что-то ответить, или хотя бы смогу дать какие-то наводки или рассказать про опыт других путешественников. Итак, для начала небольшая вводная:

1. Мы с мужем живем в Осло, поэтому нам не нужно покупать билеты до Норвегии или делать визу (счастливчики).

2. Мой муж хорошо водит машину и не боится водить ее по узким однополосным горным дорогам.

На фьорды мы ездили второй раз. Первый раз случился в апреле, тогда мы взяли билеты до Бергена, арендовали там машину на несколько дней, колесили по заснеженным склонам, и в конце немного погуляли по самому Бергену. В этот раз к нам приехала мама мужа, поэтому проще было взять машину в самом Осло и поехать в сторону фьордов.

Аренда машины

Мы взяли машину в Осло через фирму Sixt. Изначально планировали брать на четыре дня, но в день, когда мы должны были ее забирать, в городе проводился марафон, и многие улицы были перекрыты - в том числе улицы вокруг пункта выдачи автомобилей. Нам услужливо предложили взять машину вместо центра города где-то на окраине, но такой вариант нас не устроил - к сожалению, других вариантов нам особенно не предлагали. Поэтому мы сделали ход конем и взяли машину на пять дней вместо четырех - забрали ее в пятницу вечером, припарковали на улице у дома и уехали рано утром в субботу.

Аренда машины на пять дней обошлась нам в 2 400 норвежских крон (почти 20 тысяч рублей или 250 евро) с учетом скидки с работы мужа.

Аренда машины без скидки: 3 500 норвежских крон (29 тысяч рублей или 365 евро). Нужно учитывать, что у прокатчиков бывают всякие наценки, например, за молодого водителя, маленький стаж или за второго водителя. Дороже также бывает на праздники, если брать в пятницу, если брать летом (в сезон) - так что нужно заходить на сайты и смотреть цены на разные даты и с разными условиями. На самом деле вариантов очень много на самый разный бюджет - за эту сумму мы получили машину Mercedes-Benz A-class.

Когда берешь машину в аренду, она попадает вам в руки с заполненным баком. На бензин мы потратили около 1000 крон (с учетом того, что вернуть машину желательно также с заполненным баком). А еще её желательно вернуть в более менее чистом виде, иначе возьмут деньги за мойку машины.

Наша машина в небольшом норвежском городке на фьордах
Наша машина в небольшом норвежском городке на фьордах

Норвежские дороги

Водить в Норвегии местами приятно - когда едешь по обычным дорогам. Многие трассы оборудованы специальной гребенкой - это рифлёные куски асфальта в центре и по краям, чтобы если ты начал засыпать, тебя разбудил резкий звук, который получится от наезда на эту гребенку. Ограничение скорости в городе - 50 км/ч, вне города - 80 км/ч. В целом все это ограничение соблюдают, а за несоблюдение вам придет большой штраф. Очень большой.

Местами водить страшновато - когда забираешься в гору по однополосной дороге с кармашками для разъездов. Мы ездили уже после сезона (в середине сентября), поэтому машин было не очень много, было проще. Но мне сложно представить, что творится там в середине июля, например, когда у школьников каникулы, и на фьордах не просто много туристов, но и множество самих норвежцев.

Поэтому с одной стороны, если чувствуете себя не очень уверенно за рулем - возможно лучше не рисковать. С другой - все водители очень вежливые, соблюдают ограничение по скорости, а дороги ровные и ухоженные. Правила дорожного движения практически не отличаются от российских.

Одна из многочисленных норвежских дорог. Обратите внимание на гребёнку по желтой разделительной линии.
Одна из многочисленных норвежских дорог. Обратите внимание на гребёнку по желтой разделительной линии.

Платные дороги

У многих платных дорог в Норвегии есть интересная особенность - как только они окупают стоимость строительства, то становятся бесплатными. Это не касается тех дорог, которые платные для того, чтобы снизить трафик - например, дороги на въезд в Осло. В прошлой поездке мы заплатили за платные дороги порядка 300 крон (2400 рублей или 30 евро), в этой нам счёт еще не пришел, но предполагаю, что выйдет дороже - именно из-за дорогих дорог в Осло.

Scenic Routes

Еще в Норвегии есть понятие как "Пейзажная дорога" - это такие красивые дороги, по которым ехать - одно удовольствие, и вокруг открываются потрясающие виды. Оставлю вам ссылку на список таких дорог - как видите, по побережью с западной стороны Норвегии их очень много.

Цены

Все, кто хоть раз побывал в Норвегии, рассказывают о том, как здесь все дорого - и это правда. Норвегия - это не экономный вариант туризма, это не про дешевый хостел, который вы сняли в центре города и ходите гулять днем вокруг. Если вы собираетесь на фьорды, то вам придется или тратиться на аренду машины, или на общественный транспорт - что одинаково дорого. По возможности лучше питаться бутербродами и сосисками - возможно сейчас вы решите, что не для того мама растила цветочек, чтобы он бутерброды ел. Но поверьте - увидев тот же самый бутерброд в кафе за сто крон (около 800 рублей или 10 евро) вы решите, что сделать его на коленке у дороги - тоже отличный вариант.

Обед на двоих может запросто обойтись, скажем, в 400 крон (в районе 3200 рублей или 40 евро), и это без особенного шика, и, конечно, без алкоголя - на каждый бокал вина или бутылку пива смело накидывайте еще сто крон.

Мы для себя решили, что ограничивать себя во всем, чтобы сэкономить - так себе вариант, с тем же успехом можно и дома посидеть и посмотреть картинки в интернете. Поэтому нагрузили пару пакетов еды и чередовали - у нас получался завтрак дома, а обед где-нибудь в ресторанчике. Вечером есть уже не особенно хотелось, особенно если обедать поздно.

А если не на машине?

Вопрос отличный, но ответа на него я, к сожалению, не знаю (половина моих читателей недовольно вздохнула, чувствую), потому что мы здесь путешествуем на машине, и вся информация, которой мы располагаем, почерпана из брошюр. Есть специальные туры, которые можно взять, например, из Осло на один день (убойный вариант), есть туры подольше, есть и из других городов. Я бы доверяла сайту VisitNorway.ru, который представляет норвежские культурные центры по всему миру. Там можно узнать не только про туры, а в принципе на русском языке найти любую информацию про туристические маршруты, достопримечательности, города и многое другое.