Найти в Дзене
Concepture Club

Философский дискурс терроризма. Ж.Бодрийяр о причинах страха и насилия

Оглавление

В 2002 году известный французский философ Жан Бодрийяр публикует эссе «Дух терроризма», ставшее своеобразным откликом на печально известные события 11 сентября. Тогда Бодрийяр был одним из первых интеллектуалов, кто заговорил о качественно новых чертах международного терроризма, которые нуждаются в принципиально ином научном осмыслении и, как следствие, публичном освещении. Concepture излагает суть эссе.

Терроризм и публичность

Процесс глобализации кардинально видоизменил природу и облик современного терроризма, между тем логика его научного анализа, впрочем, как и методы борьбы остались практически неизменными. Вот почему французский философ с первых же страниц предостерегает своего читателя: «Нужно сбавить темп. Нельзя допустить, чтобы нас накрыла лавина пустых слов и тень войны». На рубеже столетий международный терроризм, несмотря на значительные усилия международного сообщества по борьбе с ним, продолжал эволюционировать, и чтобы определить движущие силы этого процесса, по мнению Бодрийяра, необходимо переосмыслить саму природу этого явления, исходя не только из комплексного анализа социокультурных, экономических и политических реалий ближневосточного региона, но и геополитических интересов ключевых международных игроков.

-2

Размышляя о природе современного терроризма, Бодрийяр приходит к заключению: беспрецедентное насилие, захлестнувшее весь мир, система господства – Запад во главе с США – спровоцировала сама. После распада СССР, как известно, США взяли на себя роль главного архитектора миропорядка. И, конечно же, отнюдь не секрет, что «дивный новый мир» торжества демократии и подлинной свободы обеспечивался не только средствами глобализации, но и с помощью военного вмешательства, политических переворотов, хаоса, насилия, страха. В результате воплощалась в жизнь модель мироустройства, полностью удовлетворяющая интересам лишь одного игрока на международной арене – США.

Терроризм как вирус

А что же, спросите вы, международный терроризм? Его масштабы и возможности, как ни парадоксально, росли вместе увеличением претензий США на мировое господство. Терроризм, по мнению французского философа, в последнее время становится еще более опасным, поскольку менее предсказуем. Так, «сегодня с помощью террористического разворота мстят за себя все сингулярности (племена, отдельные личности, культуры), которые заплатили смертью за установление глобального оборота всего и вся, управляемого единственной властью», – отмечает Бодрийяр.

-3

Незримо терроризм окружает нас повсеместно – дома, на улице, в метро, на работе; он стучится в наше сознание ассоциативными образами, обрывками фраз последних новостей… Терроризм стал неотъемлемой частью нашей культуры, шире – цивилизации. Он питает наши страхи, лишает чувства безопасности и уверенности в завтрашнем дне. Терроризм, по мнению философа, в некотором смысле подобен вирусу, поскольку способен также быстро распространяться, также стремительно мутировать и приспосабливаться к окружающей среде.

Еще в 2002 году на страницах своего эссе Бодрийяр писал: «Они [террористы] спят в своих пригородах, читают и учатся в кругу семьи, чтобы однажды пробудиться, подобно бомбе замедленного действия. Под подозрение попадает каждый: а может быть это безобидное существо – потенциальный террорист?».

Терроризм: ресурсы, средства, методы распространения

Терроризм больше не связан с категорией пространства и времени – он неотъемлемая часть нашей повседневной жизни. Впрочем, это далеко не единственная его особенность. В последнее время, по мнению Бодрийяра, терроризм стал гораздо мобильнее и совершеннее с точки зрения технического оснащения. Дело в том, что террористы научились эффективно использовать все те средства и методы, которые раньше были привилегией лишь господствующей системы:

-4
«Деньги и биржевые спекуляции, информационные и авиационные технологии, зрелищный размах и медиасети – террористы усваивают все: и модернизацию, и глобализацию, не меняя курса на их уничтожение».

Эти средства и методы, согласно Бодрийяру, стали доступны террористам отнюдь не случайно. С начала нового столетия международный терроризм вышел «далеко за рамки ненависти к доминирующей глобальной силе, которую испытывают обездоленные и эксплуатируемые». Во многом этот факт обусловлен тем, что сложившийся мировой порядок все чаще приходится не по нраву даже тем, «кто участвует в разделе мирового пирога».

-5

Отныне борьба с международным терроризмом в пределах конкретного региона становится эпицентром столкновения не столько региональных интересов международных игроков – участников конфликта, сколько их взглядов относительно устройства будущего миропорядка. В этой связи, по мнению Бодрийяра, возможность силового разрешения конфликта представляется весьма иллюзорной. Поскольку за борьбой с современным терроризмом кроется как поддержка, так и противостояние американской гегемонии. В самом же широком смысле, считает Бодрийяр, международный терроризм в таких беспрецедентных масштабах, каких он достиг сегодня, возможен только в контексте однополярного мира:

«Сегодня этот порядок [гегемония США], практически подошедший к своему концу, сталкивается с антагонистическими силами, которые рассеяны внутри самого глобализма, и которые проявляются во всех современных общественных потрясениях. Фрактальная война всех отдельных клеток, всех сингулярностей, которые восстают в качестве антител. Она есть то, что неотступно преследует любой мировой порядок, любое гегемонистское господство – если бы ислам господствовал в мире, терроризм был бы направлен против ислама».

В этой связи важно подчеркнуть, что деструктивное начало современного террора обусловлено, скорее, не отрицанием западноевропейских ценностей как таковых, сколько фактом их безальтернативности как ключевых составляющих современного мирового порядка.

Читайте полную версию статьи на сайте Concepture Club

Автор текста: Ефрем Таскин