Найти тему
Будни титаника

Печать наемного работника

 "вшивые" белорусские предприниматели // фото из интернета
"вшивые" белорусские предприниматели // фото из интернета

Быть или не быть? Как заработать денег на квартиру? Как создать и раскрутить свое дело? Всю дорогу домой мысли мои так или иначе, но возвращались к этим трем замысловатым вопросам. Длинный перелет благодаря ночному бдению показался неожиданно долгим, но все же и он завершился успешной посадкой в Минском аэропорту.

Немного терпения, и вот, последние пассажиры покинули гостеприимный борт самолета компании БелАвиа. Короткий переход по коридору и новоприбывшие чинно застыли возле багажного транспортера. Стою, осваиваюсь и неспешно оглядываюсь по сторонам. Кажется меня окликнули. Точно. Размашисто шагая, спешат ко мне наперегонки брательник и какой-то мужчина в спецовке, оказалось сотрудник портовой службы. Мой самостоятельно путешествующий багаж прилетел еще рано утром. Сейчас же на часах вот-вот пробьет полночь. В здании чарующая тишина. А в башке пусто, один сплошной сюрреализм вокруг — мои уши будто поникли и даже слегка расслабились после круглосуточного Московского шума и гама. Как хорошо, как тихо. Забираю свой багаж и мы неспешно гребем на автобусную остановку.

Провинциально-уютный Минск

Далее разворачивается, распрямляя временные карманы, провинциальный, но такой душевный совковый сюрреализм. Старенький автобус неспешно плывет под моросящим осенним дождем мимо тусклых, мерцающих вдоль республиканской трассы фонарей и подстриженных под линейку газонов. В салоне тепло, пусто и дремотно.  Какой контраст после утопающего в снегах Новосиба. Согревшись, тело обмякает и где-то там, глубоко внутри, щелкает расслабившись заводная пружина. Я почти дома! Царящая вокруг размеренность обволакивает в уютный кокон. Самое время затеять беседу и расспросы о последних семейных новостях, но не хочется и мы с Саней молчим, каждый о своем.

Сколько же меня тут небыло? Полтора, два года? Да и что там я приезжала, на три недели. Пять лет пролетели в незаметной повседневной суете. Как будто и не было ничего. Впрочем, ночью все кошки серы, но вид мерцающих там-сям при свете фонарей раскидистых кленов и берез вдохновляет. Мои первые импульсивные восторги по поводу встречи с любимым временем года и пламенеющей листвой остались в Коломенском. Меж тем в Беларуси осень также очень даже хороша. Действительно осень. В Сиберии это время года представлено трехнедельным грязенепоймичем.

Минск. Всегда лощеный, ухоженный и очень, очень дремотно-местечковый. Впрочем,  налицо застарелая тоска по самостийности, сохранению собственной государственности у крошечной страны в самом сердце Европы — огромные патриотические баннеры по всей дороге. Белорусы, при всей внешней рассудительности очень сентиментальны, а временами даже ненавязчиво амбициозны. Увы, российские инвестиции, бизнес и экономическая экспансия делают свое дело. Мы едем по ночному городу и я с неприязнью примечаю мелькающие вывески российских ритейлеров. Добрались таки и сюда… Черти…

Неожиданное интервью

Приехали. Водитель любезно высаживает нас прямо напротив вокзала. И через пару минут мы наконец-то вваливаемся внутрь. Наша поездка подзатянулась. Хочется кофе. И, конечно, первым делом купить билеты. Мы попали в ночной перерыв. Впрочем с чашечкой чего-нибудь согревающего, за неторопливой беседой, да в хорошей компании время пролетит незаметно.

Дурачки! Только дурачки идут работать на дядю! Обрываю свой рассказ на полуслове и выглядываю из-за спины брата. За столиком напротив сидит колоритная пожилая женщина. Джинсы, толстый свитер грубой вязки, джинсовая куртка с белой искусственной меховой подкладкой, китчевое кепи, шнурованные высокие устойчивые ботинки и кожаные митенки. Полное отсутствие украшений. Одежда без единого намека на привлекательность. Вызывающе практичный для наших широт стиль. Все детали гардероба носят печать бесконечных путешествий: добротные, теплые и в то же время небрежно помятые, лишенные лоска и неторопливой ухоженности вещи. В таком виде легко завалиться подремать пару часов на верхней полке плацкартного вагона или врубив ручной будильник прикорнуть в ожидании поезда на вокзале. Малорослая, с мощной фигурой и широкой спиной, она быстрыми движениями, будто на ходу, заглатывает купленный втридорога картофель фри. Тут же роняя стаи крошек «добивает» белорусский чизбургер и вливает в себя огромный стакан кофе. Если бы не этот сытный ужин — громкоговорящую даму можно было бы принять за преуспевающую привокзальную бомжичку, вот только цены в этом кафе — немного кусаются, даже по меркам российского мегаполиса.

Время заполночь, на вокзале тихо и сонно. В кафе кроме нас ещё парочка припозднившихся пассажиров и снующие мимо кухни официанты.  Возмущаясь и жестикулируя, пожилая женщина принимается вслух декларировать посетителям привокзального кафе свою нехитрую жизненную философию. Одиночный непрошенный ликбез привлекает настороженное внимание публики: белорусы народ осторожный и громогласными заявлениями бросаться не любят, тем более, что в последние годы это чревато различными неприятностями со стороны официальных властей. Загреметь на нары можно и за более мелкие, а то и вовсе не имеющие веса, с житейской точки зрения, административные правонарушения.

— Не вожу сюда больше НИ-ЧЕ-ГО! Вот Калиниград и Прибалтика — это да, есть выгодные направления и деньги у народа. А тут одни нищеброды. Что толку возить товар, если его никто не может купить? Раздосадованная челночница дернула плечом и вернулась к своему, скажем так, раннему завтраку.

Никто не захотел вступить в диалог. Я немного помедлила, обдумывая сказанное и удивляясь про себя: ну надо же, оказывается они (челноки!) еще существуют и даже активно работают. Живу в России последние пять лет и за это время успела неплохо познакомиться с местной торговлей, в частности, трендом ритейла номер один: розничными сетями, которые вымывают с рынка не то что челноков, но и мелкий, а порой даже и средний бизнес.

Очень колоритный, интересный, хотя и немного отталкивающий чем-то человек. Надо опрашивать, улыбнулась про себя, и аккуратно пересела на соседнее кресло — так, чтобы удобнее было вести беседу.

— Но ведь не все могут открыть собственное дело. Многие мечтают построить свой бизнес, но он не всегда настолько уж доходный, даже по сравнению с наемной работой.

— Всё равно дурачки! У меня три квартиры в Питере, я сама оттуда, но после развала советского союза уехала в Прибалтику. Сдала свои Питерские квартиры и уехала. Купила себе в Латвии квартиру и живу припеваючи. Вот немного подрабатываю — вожу в Калиниград товар. Пенсию не платят, да и кому нужна эта пенсия? Копейки! Подачка от государства! А дурачки работают на него. Или того хуже — гнут спину по двенадцать часов на дядю!

— Да, пожалуй, наемный труд, под каким соусом его не подавай, всегда останется по сути рабством. Другое дело свой бизнес — торговля или мелкосерийное производство, услуги. Едва договорив, внезапно кидаю нить разговора и проваливаюсь  в собственные размышления о наболевшем. Сама то я еще тот предприниматель! И что с этим делать непонятно. Еще раз увы, но между осознанием собственной выгоды от запуска своего бизнеса до получения ощутимых доходов путь неблизкий. И на этом пути подобные собеседники — как маленькие маячки, демонстрирующие на собственном примере вероятность воплощения задуманного в реальной жизни.

— У меня знакомая промышляет в России. Покупает товар в крупных городах и затем раскатывает с баулами по регионам. Дочки ее вначале на государственную службу пошли за стабильностью, клерками, а потом, получив пару зряплат одумались. Теперь семейным подрядом трудятся. За одну поездку зарплату отбивают. А дурачки сидят на местах, жду всяких преференций от дяди и государства за верную службу и хорошее поведение.

— А чем торгуете? Как народ в других городах живет?

— По-разному живет. Кто побогаче, кто победнее. Я торговать умею: куплю женского или постельного белья хорошего, привезу в маленький город или деревню и хожу по разным госучреждениям. Берут охотно, даже в налоговой. А как-то было дело, что в исправительно-трудовую колонию забрела, боялась, но сделала двойную наценку и пошла. Все размели, еще туда поеду. А тут… Только что пересадку приходиться делать, только время тратить.

Схватил за горло произвол

Слушаю и немного не понимаю: столько досады в голосе у человека, безадресной обиды. То ли пустая остановка в обедневшей восточно-европейской столице так сказывается на душевном состоянии челночницы, то ли отсутствие признания со стороны родного государства? Годами, а может и десятилетиями незаживающая душевная рана? Нет ответа на этот вопрос.

- Они думают, что если все перекрыть и закупорить, обложить налогами и взятками, так люди перестанут хотеть хорошо жить! Все побегут устраиваться на официальную работу, за гроши. Ага, держи карман шире! Еще одни дурачки! Как возили, так и будем возить!  Нехай вообще чемоданы и сумки запретят! На себе повезу. Оденусь как капуста и поеду! Мне то что? Опять платить за гешефт будут те, кто честно работает на государство и дядю!

Ах вот оно что! Причина треволнений и досады в голосе — новый белорусский закон, официально запрещающий пассажирам железнодорожного транспорта ввозить или вывозить из страны багаж весом более тридцати килограмм. В одночасье рухнул обкатанный десятилетиями, а то и столетиями приграничный торговый бизнес. Интересно, как они собираются контролировать выполнение закона? В каждом вагоне грузовые весы поставят? Сколько весы стоят?! Кхмм… Страна идиотов…

И все же какой любопытный экземпляр! Реликт ушедшей эпохи. Бьющий сквозь наслоенную партсобраниями совковую паутину чистый родник предпринимательской энергии. Впрочем, финального «хочу построить свой бизнес» так и не  услышала. Какие мы разные: бизнес-молодость, стартапы, краунд-фандинг и прочая хера-махера. Поколение нулевых живет реализацией идеи строительства собственного бизнеса ибо самое доходное занятие в наши дни есть эксплуатация ближнего своего. Цифровые стартапы, ритейл, онлайн обучение, контрабанда, биржевые операции и прочие финансово-экономические радости. Отверженные ловцы душ человеческих возводят свой храм посреди рыночной площади.