Найти в Дзене
Совет юриста

Правила возврата и обмена товара в магазине

Оглавление

Вы купили товар в магазине, но по каким-то причинам решили вернуть его? Будьте готовы к тому, что вам могут отказать. Кто прав – покупатель или продавец? Подскажет закон.

Ошибочным является мнение, что покупатель прав всегда. Главными нормативными документами, регулирующими права и обязанности продавца и потребителя, являются:

  • Гражданский кодекс РФ;
  • Правила продажи отдельных видов товаров, утвержденные Постановлением Правительства РФ 19.01.1998 года с последующими изменениями;
  • Закон о защите прав потребителей.

В них устанавливаются основные требования к товару: он должен быть надлежащего качества, соответствовать заявленным характеристикам и быть пригодным к употреблению (использованию) в течение установленного срока. Возможность обменять или вернуть товар будут зависеть от того, соответствует ли купленная вещь этим требованиям и к какой группе товаров она относится.

-2

Правила продажи и обмена качественного товара

Если купленный товар имеет надлежащее качество, но вас не устраивают фасон, цвет или размер изделия – в течение 14 дней вы можете ОБМЕНЯТЬ его на аналогичный либо подобный (Ст. 25 «Закона о защите прав потребителей»). Если в продаже нет нужного размера, подходящего фасона, покупатель вправе:

  • Дождаться поступления товара;
  • ЛИБО расторгнуть договор купли-продажи и потребовать возврата денег.
Важно! Если покупатель ссылается на то, что вещь не подошла ему по размеру, и в продаже на день обращения есть возможность обменять ее на аналогичный товар нужного размера, другой расцветки, в возврате денег продавец может отказать.

Однако не любой товар можно обменять. В Правилах продажи отдельных видов товаров есть перечень тех товарных групп, которые при надлежащем качестве не подлежат обмену или возврату. К ним относятся:

  • Предметы личной гигиены и санитарии, лекарственные препараты;
  • Парфюмерия и косметика;
  • Бельевые и чулочно-носочные изделия;
  • Материалы, продаваемые метражом (текстильные, строительные и отделочные);
  • Сложно технические товары, на которые установлены гарантийные сроки;
  • Мебель;
  • Средства бытовой химии и агрохимикаты;
  • Животные и растения;
  • Печатная продукция;
  • Предметы из полимерных материалов, контактирующие с пищевыми продуктами;
  • Изделия из драгоценных металлов со вставками и без них, ограненные драгоценные камни;
  • Гражданское оружие.

В данном случае отказ продавца об обмене товара либо возврате денег за качественный товар обоснован.

Возврат и обмен некачественного товара

Иное дело – если в товаре обнаружены недостатки. В соответствии со ст. 18 «Закона о защите прав потребителей», ГК РФ, покупатель вправе потребовать от продавца:

  • Обменять товар на качественный;
  • Произвести ремонт изделия, устранить недостатки;
  • Снизить цену с учетом дефекта (соразмерно обнаруженному недостатку);
  • Вернуть деньги за товар.

Для этого в торгующую организацию подается заявление, в котором указывается одно из перечисленных требований. Если речь идет об обмене или ремонте товара – это должно быть сделано незамедлительно. Если ремонт требует длительного времени, продавец в соответствии с законом должен предоставить на время ремонта аналогичный товар для временного пользования.

Важно! В Правилах продажи отдельных видов товаров установлен перечень товаров, на которые данное условие не распространяется.

При расторжении договора купли-продажи (возврата товара в магазин) деньги должны быть возвращены в течение трех дней, при нарушении этих сроков покупатель вправе требовать с продавца неустойку в размере 1% за каждый день просрочки от суммы, которую продавец должен ему выплатить

Источник: Юридический сервис