Найти в Дзене
Орен1

Базар. "Бердская слобода" о рынках Оренбурга

Портал "Бердская слобода" опубликовал материал, в котором рассказывается о том, какой была жизнь оренбургских рынков 100 лет назад:

"В середине 20-х годов прошлого века состояние оренбургских рынков не устраивало городские власти. Основной причиной недовольства было антисанитарное состояние торговых площадей. Так, в конце мая 1925 года, в газете «Смычка» вышла небольшая заметка, рассказывающая о намерениях местных органов управления привести в порядок городские рынки. И начать планировали с Зеленого рынка.

Антисанитарное состояние наших рынков заставило Отдел местного хозяйства и Губторг начать работу по благоустройству базарных площадей путем постройки там специальных столов для мелкорозничной и привозной торговли.

Решено в первую очередь начать работы на Конно-сенной площади — на Зеленым рынке. Там будет установ­лено до 360 столов однообразной формы, окруженных деревянной изгородью. По плану постройки Зеленый рынок будет представлять собой правильно застроенную площадь с кварталами и маленькими улочками. Это даст порядок торговле, как в санитарном отношении, так и в смысле удобства для торговца и покупателя.

Патентных разрядов торговцам, которые будут заниматься продажей с этих столов, повышать будет не нужно. Плата за пользование столами будет взиматься преимущественно с торговцев, желающих пользоваться этими местами и имеющих патенты.

Когда будет закончена первая работа, ОМХ начнет постройку столиков в рядах мелкой торговли — мо­локом, яйцами, овощами и т д.

Другая статья, опубликованная все в той же «Смычке» в ноябре 1925 года, рассказывает о базарных буднях.

Шум и гам не смолкают над снующим людом. Вырики, разно­образнейших тонов, оттенков и характеров — непрерывно плывут над ним.

Грязью забрызганные фигуры продавцов и покупателей толкут­ся здесь часами.

Многоголовая толпа творит здесь деловые будни различными и многогранными приемами.

Толстые брючники увесили свое широкие, раскидистые плечи гнилыми «галифе» и «клеш», ужасного размера, ширины с Черное море.

«Барахольщики» распо­ложились со своим добром на грязной мостовой. Хитрые, крикливые спекулянтки снуют беспрестанно среди гуторящего, суетливого люда.

И над всем плывут запахи ба­зарных кухонь, «негасимых жерт­венников», издающих ароматы фимнама от поджаренных в подсол­нечном и конопляном масле пирожков с капустой, с мясом.

На скамейках, окружающих «об­жорные» ряды, наскоро закусывают проголодавшиеся люди. С хру­стом и дразнящим аппетитом, бы­стро поглощают пирожки.

А там, где вывеска, торчком стоящая над грязным столиком — гласит: «Восточный паровой пильмень» (прим. Л.С. «пельмень»), — из рук не менее восточного, усатого торговца — получают грязные тарелки, льют в них уксус, сыпят перец и обжигаясь, угощаются, уничтожают знаменитый „восточный паровой пильмень».

Какой же базар без криминала. В то время хулиганы и жулики разных мастей были одной из главных проблем страны. Об их приемах мы уже писали в статье «Держи ушки на макушке». Сегодня мы расскажем еще о нескольких способах «честного» отъема денег:

…в воздухе, повисшем над базаром и отдающем здесь каким то специальным ароматом, носятся крикливо:

«А вот… а вот…»

«А вот, разыграю червонцы и царские золотые десятки!..» — взывает звонким голосом базарный франт.

И уже многие из снующих бес­цельно, шарахаются в сторону, от­куда исходили эти призывные кли­ки.

Три листика. Затея для легковерных и дураков, которых базар ловит всевозможными путями и приемами.

«Делай ставки! Делай ставки!. Еще кто? Еще кто?» — гнусит по соседству не менее подозрительный, небритый рыночный «крупье».

Он — за столом, где разграфленная бумага имеет и зеро, и черное и красное Это базарная рулетка «Монте-Карло» в Оренбурге.

«Делают ставки» из пачек „Смычки», «Стеньки Разина» и «Октябрины». Потом рассчитываются за них-по гривеннику.

И это делается не смотря на запрет азартных игры. Но и это еще не все…

Рядом «жрецы Фортуны», — лотерея. Два компаньона морочат голову тесно собравшимся базарным ротозеям. Задача одного из них — разжечь глаза и зубы ротозеям. Кто-нибудь вступится в игру и непременно проиграет. Вот эти портсигары, кольца и часы останутся недвижно в ящике «Фортуны». За это можно быть спокой­ным.

Вот такими разнообразными были в середине 20-х годов прошлого века деловые будни оренбургского базара.

© 2018, Лукьянов Сергей"

Орен1 - "Оренбургские тайны". История, краеведение, современность
Поставьте лайк и подпишитесь на канал!