Найти в Дзене
Советы Логопеда

Если ребёнок не выговаривает звук Р

Все мы чётко произносим звуки благодаря хорошо развитым мышцам речевого аппарата. Звукопроизношение - это сложное двигательное умение. Артикуляционная гимнастика считается базой для возникновения звуков речи, а также для исправления неправильного звукопроизношения. Такая гимнастика содержит упражнения для отработки двигательных возможностей органов речи, постановки нужных позиций губ, языка, щёк, которые требуются для нормального произношения. Я хотела бы познакомить вас с упражнениями, которые способствуют чёткому и красивому произношению звука «P». 1. «Чистим зубки» Для начала нужно широко открыть рот, губы растянуть в улыбку. Далее кончик языка гладит верхние зубы изнутри («чистит»), двигаясь вправо-влево. Наблюдайте за тем, чтобы нижняя челюсть не совершала движения совместно с языком. 2. «Маляр» Сначала нужно улыбнуться и открыть рот. Языком дотрагиваемся до нёба и, как будто, «красим потолок» (нёбо) язычком, двигаясь вперёд-назад. Когда язык направляется вперёд, обратите внимани

Все мы чётко произносим звуки благодаря хорошо развитым мышцам речевого аппарата. Звукопроизношение - это сложное двигательное умение.

Артикуляционная гимнастика считается базой для возникновения звуков речи, а также для исправления неправильного звукопроизношения. Такая гимнастика содержит упражнения для отработки двигательных возможностей органов речи, постановки нужных позиций губ, языка, щёк, которые требуются для нормального произношения.

Я хотела бы познакомить вас с упражнениями, которые способствуют чёткому и красивому произношению звука «P».

1. «Чистим зубки»

Для начала нужно широко открыть рот, губы растянуть в улыбку. Далее кончик языка гладит верхние зубы изнутри («чистит»), двигаясь вправо-влево. Наблюдайте за тем, чтобы нижняя челюсть не совершала движения совместно с языком.

-2

2. «Маляр»

Сначала нужно улыбнуться и открыть рот. Языком дотрагиваемся до нёба и, как будто, «красим потолок» (нёбо) язычком, двигаясь вперёд-назад.

Когда язык направляется вперёд, обратите внимание на то, чтобы он не вылезал из открытого рта.

-3

3. «Переступаем через забор».

Приступая к отработке этого упражнения, нужно попросить ребёнка открыть рот и поочерёдно класть широкий язык на верхние резцы то с наружной стороны, то – с внутренней.

Обращайте внимание на то, чтобы нижняя челюсть не помогала языку "переступать" через зубы, а находилась на одном месте.

4. «Пересчёт зубов»

Начинаем, как и в предыдущих заданиях, с открытого рта и улыбающихся губ. Дальше кончиком языка дотрагиваемся поочерёдно до каждого из передних верхних зубов, как будто пересчитывая их.

5. «Дятел»

И снова: губы улыбаются, рот открыт, кончиком языка нужно постучать по бугоркам, которые находятся за верхними зубами, при этом нужно много раз произнести звук «д». Сперва нужно проговаривать звук в спокойном темпе, затем темп наращивать.

Звук «д» необходимо произносить на выдохе. Чтобы проконтролировать, выдыхает ли ребёнок, произнося звук «д», нужно держать около рта бумажную полоску или комочек ваты.

В своей статье «Простое решение такой проблемы, как укороченная подъязычная уздечка» я описывала ещё три артикуляционных упражнения: «Лошадка», «Грибок» и «Гармошка». Эти упражнения также эффективны, если ваш ребёнок не выговаривает звук «Р».

Выполняйте эти упражнения со своим ребёнком каждый день. Желательно выполнять каждое упражнение от 5 до 8 раз. Задания, в которых нужно удерживать артикуляционную позу, хорошо выполнять под счёт от одного до десяти.

Если малышу с трудом даётся какое-либо движение, помогите ему гигиенической палочкой, ложкой или даже вымытым пальцем.

Уделяя несколько минут в день таким занятиям, вы значительно облегчите и ускорите процесс формирования звука «Р» у вашего ребёнка.

Интересная статья?

Нажмите палец вверх, подписывайтесь на канал, и вы узнаете, что могут сделать родители, чтобы помочь ребёнку с речевыми проблемами, а также много полезных и интересных советов для развития ваших детишек.