Найти в Дзене
Concepture Club

Пантеист под гипнозом власти. Композитор и дирижер Густав Малер

Произведения Густава Малера сегодня входят в список самых часто исполняемых музыкальных сочинений, но путь композитора до признания был очень долог и тернист. И так уж получилось, что на своем пути к признанию Малер стал камнем преткновения, лежащим на границе прежних традиций и новой музыки XX столетия. Concepture не может пройти мимо одной из ключевых фигур в музыкальной истории и предлагает познакомиться с творчеством композитора, творившего на стыке веков.

Густав Малер прожил 51 год (1860-1911 гг.) и, хотя из этих пятидесяти лет в XX веке он провело всего лишь одиннадцать, переоценить его влияние на академическую музыку предыдущего столетия очень сложно. Произведения австрийского композитора входят в список самых часто исполняемых, наряду с работами Баха, Бетховена и Моцарта. Однако истинная популярность пришла к композитору уже после смерти – в середине двадцатого века.

Социальное положение типичного для конца XIX века еврейского семейства Малеров нельзя было назвать благоприятным для развития музыкального таланта юного Густава. Его отец – Бернхард Малер – был мелким торговцем, не самым просвещенным человеком и не сильно заботился о будущем талантливого сына. Однако, серьезно задуматься о музыкальной карьере Густава ему все же пришлось.

Вот только причиной стала не вера в талант сына и желание его поддержать, а чистая корысть. В 10 лет юный Густав дал свой первый концерт в Йиглаве, который оказался невероятно успешен и заставил задуматься отца, о возможности обогатиться за счет таланта сына: в то время хорошие пианисты были нарасхват и за свои выступления получали очень приличные деньги.

На фото: Густав Малер за работой
На фото: Густав Малер за работой

Недолго думая Малер-старший отправляет Малера-младшего на обучение в Прагу. Обучение в Злато Праге давалось Густаву не очень хорошо, поэтому отец забрал его оттуда, а в 1875 году отправил учиться в Вену. После окончания обучения в «великолепно оркестрованном городе», как назвал однажды Вену Стефан Цвейг, карьера Малера стремительно пошла в гору и в 25 лет австриец получил пост дирижёра Немецкой оперы в Праге.

Отчасти, успех оказался результатом чрезвычайного честолюбия австрийского композитора. На своем пути к «завоеванию» Вены Малер был чрезвычайно упорен и, возможно, несколько беспринципен. Для того, чтобы получить пост директора Венской оперы он отрекся от иудаизма и принял католичество.

На сей счет было высказано много суждений: от откровенно ругательных до рассуждений об особом отношении Малера к христианству: некоторые считали, будто причиной смены вероисповедания было вовсе не стремление к высокому посту, а религиозное пробуждение. В доказательство можно привести статью «War Gustav Mahler ein Christ?» Хайнца-Питер Мартина. Впрочем, не все разделяли такой взгляд на вещи: когда Франц-Иосиф утверждал композитора на посту директора Венской оперы в 1897 году, он сказал: «Евреем он мне нравился больше».

По правде говоря, служебная карьера Малера всегда была значительно успешней карьеры композитора. Среди современников он слыл гениальным дирижёром, а вот постановки своих симфоний и песен добиваться ему пришлось довольно долго.

-3

И все же, период его работы в Венской опере был целой культурной эпохой для столицы Австро-Венгерской империи. Когда уезжавшего покорять Новый Свет Малера провожали виднейшие представители австрийского искусства, было ощущение, что кончается целый век со своей неповторимой атмосферой. Но композитора ничего не могло удержать от практически имперского стремления к экспансии. Однако, проработав несколько лет в Нью-Йорке, он вернулся на родину, будучи уже безнадежно больным. 18 мая 1911 года сердце композитора отказало.

Как бы то ни было, гениальный дирижёр, признанный в Густаве Малере задолго до признания в нем гениального композитора, наложил неизгладимый отпечаток на всю концепцию дирижерского искусства XX века. Именно Малер утвердил главенствующую роль дирижера в оркестре и его непререкаемый авторитет. Ромен Роллан однажды написал, что Малер «страдал от гипноза власти» (Источник: программа «Гений места с Петром Вайлем. Вена: Малер»). Спорное утверждение.

Полную версию статьи о Малере читайте на сайте Concepture Club

Автор статьи: Любовь Василец