Найти в Дзене
200 фишек про учебу

Как школьнику гарантированно (не) сойти с ума.

Почему мы пытаемся воспитать сверх-человеков, а получаются псевдо-дебилы. Как усваивать много полезной информации, превращая ее в знания? И как, при этом, сохранить свою голову? Как получать удовольствие от использования современных информационных технологий и не попасть в болезненную зависимость от них? Я думаю, пришло время задуматься. Для начала, несколько вредных советов: 1) Не ограничивайте себя в потреблении визуального контента! 2) Для любой задачи (и не только школьной) всегда ищите в интернете готовые простые алгоритмы! 3) Полностью откажитесь от письма ручкой по бумаге! 4) Перестаньте тратить время на чтение книг - только видео и фильмы! 5) Старайтесь получать как можно больше новой разнообразной информации! Количество должно само перейти в качество. Мозг должен сам разобраться что к чему. Поступайте так, и "крыша поедет" гарантированно! Доктор Андрей Курпатов: «Есть два термина, один называется цифровое слабоумие, а второй — информационная псевдодебильность. Цифров
Оглавление

Почему мы пытаемся воспитать сверх-человеков, а получаются псевдо-дебилы.

Как усваивать много полезной информации, превращая ее в знания? И как, при этом, сохранить свою голову?

Как получать удовольствие от использования современных информационных технологий и не попасть в болезненную зависимость от них?

Я думаю, пришло время задуматься.

Для начала, несколько вредных советов:

1) Не ограничивайте себя в потреблении визуального контента!

2) Для любой задачи (и не только школьной) всегда ищите в интернете готовые простые алгоритмы!

3) Полностью откажитесь от письма ручкой по бумаге!

4) Перестаньте тратить время на чтение книг - только видео и фильмы!

5) Старайтесь получать как можно больше новой разнообразной информации! Количество должно само перейти в качество. Мозг должен сам разобраться что к чему.

Поступайте так, и "крыша поедет" гарантированно!

Доктор Андрей Курпатов:
«Есть два термина, один называется цифровое слабоумие, а второй — информационная псевдодебильность.
Цифровое слабоумие — это специфическое состояние мозга, которое развивается у молодых людей, которые пребывают в новой цифровой среде, которые с рождения пользуются гаджетами, которые смотрят современные видео с очень быстрой нарезкой, которые привыкли воспринимать визуальный контент и очень плохо воспринимают что-либо на слух, если это надо себе представлять."

Дебильность, или умственная отсталость, проявляется в том, что человек становится интеллектуально пассивен. Он не может долго сосредотачивать внимание, импульсивен, мыслит очень конкретно и утилитарно, не любит и не понимает абстрактные рассуждения.

Истинная дебильность - результат патологии развития мозга и не поддается лечению.

Многие из современных школьников, активные пользователи социальных сетей, ведут себя похожим образом. Им можно смело ставить диагноз: дебильность.

Однако реальных патологий развития мозга у таких детей нет. Подобным образом они совершенно добровольно сами идут к оглупению, часто впадая при этом в очень неприятную зависимость от цифровых информационных технологий.

Псевдодебильность (ложная дебильность) — это результат нежелания вашего ребенка быть умным, развивать и тренировать свой мозг, складывать сложные интеллектуальные объекты.

Самое ужасное, что мы, взрослые, сами ставим ребенка в такое положение, что он вынужден потреблять информацию в состоянии постоянного дефицита времени на ее осмысление. Мы создаем для него искусственную атмосферу цейтнота. Когда нужно постоянно успевать делать множество разных "обязательных" действий.

С другой стороны, мы не учим современных детей постановке внятных целей и задач своей деятельности.

Что в свою очередь осложнено отсутствием у большинства стройной иерархической системы ценностей.

По-сути, мы просто убиваем процессы мышления в мозгу ученика.

Доктор Андрей Курпатов:
"Он потребляет информацию, распознает стимулы, получает огромное количество всяких разных данных, но эти данные в нем не перерабатываются. Они влетают в одно ухо и вылетают в другое.
В результате мы получаем ситуацию, когда мозг перестает тренироваться думать.
... Вам нужно время, чтобы сосредоточиться, чтобы ваш мозг мог покрутить это в себе. И тогда это станет вашим знанием. А когда что-то становится вашим знанием, вы дальше можете это использовать.
Ваши карты реальности становятся всё сложнее, ваше представление о жизни становится всё интереснее. И таким образом наша жизнь действительно становится интересной.
... Мышление — это другая вещь. Это когда вы крутите внутри головы сложные объекты интеллектуально и складываете их в более сложные структуры."

Для краткости просто постулируем следующее:

1) Информационная перегрузка разрушает способность ребенка к познанию окружающего мира.

2) Потребление большого количества визуального контента, не требующего от ребенка обратной связи, физически нарушает нормальную структуру мозга, создавая "паразитные нейронные связи", ведущие к патологии.

3) Отсутствие повседневной тренировки оперирования абстрактными образами, в том числе работы с письменными текстами, постепенная утрата навыка письма ручкой по бумаге, «отупляют» ребенка. Непосредственно на физиологическом уровне.

Профессор Татьяна Черниговская:
"Письмо рукой - это ведь развитие совершенно других навыков. Это мелкая моторика, которая прямо влияет на мозг. Вы рукой пишете, а развиваете голову!
... Рука тянется к перу. Перо к бумаге.
А кто пишет? Кто автор?
Никто ничего не делает, если мозг не прикажет. Так что "хозяин" у всей этой истории один. И это наш мозг.
Все с чем сталкивается наш мозг, абсолютно все, как хорошее, так и плохое, влияет на нейрогенез. Новые нейронные связи образуются каждую секунду."

Так что же нужно для формирования «правильных» нейронных связей в мозгах наших детей? Краткие советы ученикам, основанные на обобщении опыта с помощью методов доказательной педагогики (evidence-based pedagogy):

Здесь и далее прямая отсылка к статьям «Кемпбеловского сотрудничества» - https://www.campbellcollaboration.org/.

1) Определитесь со своими ценностями и поставьте для себя как можно более четкие цели.


2) В соответствии со своими целями составьте список задач. Задачи должны быть конкретными, достижимыми и измеримыми. Про правильную п
остановку задач много где написано, дерзайте!

3) Развивайте навыки письменной речи. Учитесь "думать ручкой по бумаге"!

4) Вырабатывайте в себе критическое отношение к получаемой информации! Все подвергайте сомнению и проверке.

5) Каждый раз, когда вы начинаете что-то делать, задавайте себе вопрос: "Какую информацию вы хотите получить для своего мозга?"

Четкая внутренняя установка на поиск, оценку и усвоение информации программирует наш мозг на построение устойчивых упорядоченных связей, которые позволяют ему совершать полезную работу по целенаправленному решению любых задач.

6) Конспектируйте прочитанное и просмотренное! Это самое лучшее упражнение на сообразительность. Количество образуемых полезных нейронных связей в мозге увеличивается многократно.

И напоследок еще три совета, способные поднять эффективность процесса обучения, и для учеников, и для учителей:

  • Никакого параллельного конспектирования лекций! Семь - десять минут на изложение материала - Три - пять минут на запись смысла изложенного. (В данном случае количество минут относится к физике и математике. На других предметах времена могут быть другими. Общее правило - время непрерывного изложения должно быть такое, чтобы основной смысл изложенного можно было записать за три - пять минут.)
  • Больше книг и меньше видео! Не нужно заменять прочтение книги просмотром художественного фильма.
  • Больше абстрактного и меньше конкретного! Вы учите, как спутник двигается вокруг планеты? Научите детей "видеть" форму траектории спутника непосредственно из уравнений движения. Это принесет пользу. Мультфильм, "наглядно" показывающий движение по круговой орбите не даст ученикам ничего полезного.
-2