Найти тему
Идеи для путешествий

Котик и самолетик: как создать самую «мимимишную» авиакомпанию планеты

30 лет назад, в сентябре 1988 года коллектив тайваньской транспортной компании Evergreen Marine Corporation, специализирующейся на морских контейнерных перевозках, собрался на вечернику по случаю 20-летия корпорации. На том вечере глава Evergreen Чанг Янг Фа объявил, что компания скоро создаст первую частную авиакомпанию на Тайване.

К тому моменту власти острова серьезно либерализировали авиационное законодательство, снизив, в частности, требования по достаточному капиталу для перевозчиков, желающих выполнять международные рейсы. И в Evergreen Marine решили не упускать момент.

Новая авиакомпания была создана уже через полгода - в марте 1989 года, и первоначально называлась Evergreen Airways. Однако вскоре стало понятно, что это имя сильно пересекается с названием американской грузовой авиакомпании Evergreen International Airlines. Тогда тайваньцы изменили имя на EVA Air, где EVA – это сокращение от Evergreen и Airways. Пишется всегда большими буквами.

Стандартная ливрея самолетов EVA Air
Стандартная ливрея самолетов EVA Air

Полеты начались 1 июля 1991 года. Первые рейсы из Тайбэя вылетели в Бангкок, Сеул, Джакарту, Сингапур и Куала-Лумпур. Сейчас EVA Air – одна из 11 пятизвездочных авиакомпаний в мире по версии Skytrax. В ее парке около 70 лайнеров, летающих по 60 направлениям (в основном – в Азии).

В относительно недолгой истории EVA Air было много знаковых моментов – ну например, она первой в Азии ввела класс «премиум-эконом», кроме того несколько рез ее бизнес-класс признавался одним из самых лучших в мире.

Но я лучше расскажу о самой главной сделке в жизни перевозчика, которая сделала EVA Air одной из самых узнаваемых авиакомпаний в мире.

-3

В 2005 году главой EVA Air стал Ку Вей Чанг. В авиакомпанию он пришел в 96-м и начал карьеру с должности оператора на стойке регистрации в аэропорту Тайбэя. В том же году к новому директору обратились представители японской компании Sanrio, и предложили продавать их продукцию на «японских» рейсах.

Sanrio – известный в Японии производитель детских товаров, в первую очередь, школьных принадлежностей. Но мировую известность ей принесла «белая кошечка» Hello Kitty.

Изображение с сайта Hello Kitty Travel App
Изображение с сайта Hello Kitty Travel App

Этого милого котенка с красным бантиком придумали в 1974 году, и он стала настоящим идолом в японской поп-культуре. Кстати, если вы не знали, то у Китти есть фамилия - ее зовут Китти Уайт. День рождения у нее 1 ноября. Ее рост – пять яблок, а вес – три яблока. Любимая еда – «мамин яблочный пирог».

К середине 80-х популярность Hello Kitty в Японии пошла на спад. Она постоянно изображалась одинаково, и японцы жаловались – кошка как будто не живая.

Тогда в Sanrio поняли, надо что-то срочно менять. Так у Китти появились друзья и семья: папа, мама, бабушка, дедушка и сестренка Мимми (отличать их нужно по бантику: у Мимми он на правом ушке, а у Китти – на левом). В общем, чтобы вам было легче, вот справка – кто там есть кто:

-5

«Ребрендинг» удался. Япония просто сошла с ума. Товары с изображением Китти, мультфильмы, сувениры и прочие безделушки приносят корпорации 1 млрд долларов каждый год.

Чтобы был понятен масштаб «любви», в июне этого года между Осакой и Фукуокой начал курсировать фирменный поезд, посвященный Hello Kitty.

-6
Детский вагон в поезде Hello Kitty
Детский вагон в поезде Hello Kitty

Но мы отвлеклись. Возвращаемся к сотрудничеству EVA Air и Sanrio.

Не знаю, был ли новый глава EVA Air на тот момент поклонником Hello Kitty, но его маркетинговому дару надо отдать должное. Он не просто согласился с доводами Sanrio, а предложил значительно расширить сотрудничество. Ку Вей Чанг решил, что нужно создать целый Hello Kitty Jet, причем часть затрат на брендирование лайнера взяла сама авиакомпания.

Разработка стратегии заняла около полугода, - первый Hello Kitty Jet поднялся в небо в октябре 2005 года. Это был Airbus A330, фюзеляж которого украшала сама Hello Kitty и ее друзья. Лайнер, понятное дело, летал между Тайванем и Японией.

-8

Сотрудничество Sanrio и EVA Air превзошло все ожидания, о таких результатах главы двух компаний даже не мечтали. Продажи билетов на брендированный самолет были в среднем на 3% выше, чем на обычные лайнеры перевозчика, а продажа брендированных сувениров (пледы, подушки и т.д.) приносила 3 млн долларов в год.

Видя такие результаты, через год в EVA Air брендировали в Hello Kitty второй самолет – он выполнял рейсы между Тайбэем и Гонконгом.

Сотрудничество Sanrio и EVA Air продолжалось четыре года, в 2009-м компании прекратили отношения, однако спустя два года в честь 20-летия перевозчика возобновили вновь. Таким образом авиакомпания решила подстегнуть рост к туристическим поездкам в Японию, снизившийся в 2011 году после землетрясения и цунами, которое спровоцировало аварию на АЭС «Фукусима».

Фото: EVA Air
Фото: EVA Air
Фото: EVA Air
Фото: EVA Air

Но теперь сотрудничество Sanrio и EVA Air не ограничивались только лишь перекраской самолетов. Теперь пассажир погружается в мир Hello Kitty уже на этапе бронирования билетов – был создан отдельный сайт для бронирования рейсов исключительно на брендированные котенком самолеты. Он больше напоминает страничку детского мультфильма, чем терминал, где дяди и тети вводят данные своей кредитки для оплаты билетов. Выглядит сайт так:

-11

Да и самих «няшных» самолетов стало намного больше (сейчас их семь), а летать они стали не только по Азии. В 2013 году, например, один из Hello Kitty Jet начал летать в Лос-Анджелес, впрочем, потом его поставили на Париж (потом рейс был закрыт).

Сейчас «кошачьи» лайнеры летают из Тайбея в Окинаву, Фукуоку, Осаку, Сеул, Себу (Филиппины), Саппоро, Сингапур, Бали, а также в Лос-Анджелес и Чикаго.

Фото: EVA Air
Фото: EVA Air

В домашнем аэропорту авиакомпании – тайбейском Таоюань пассажиры рейсов Hello Kitty могут отдохнуть в специальном брендированном зале, который больше похож на детский садик, а не на аэропорт.

Фото: Taoyuan International Airport
Фото: Taoyuan International Airport
Фото: Taoyuan International Airport
Фото: Taoyuan International Airport

Это киоски для саморегистрации:

Фото: Taoyuan International Airport
Фото: Taoyuan International Airport

А вот выглядят бирки для ручной клади:

Фото: Gary Leff / viewfromthewing.boardingarea.com
Фото: Gary Leff / viewfromthewing.boardingarea.com

В самом самолете ничто не даст забыть о «героине» этого рейса: салфетки, подголовники, стаканчики для кофе, развлекательная система, даже туалетная бумага - всё брендировано мультяшными героями.

Фото: EVA Air
Фото: EVA Air
Фото: Gary Leff / viewfromthewing.boardingarea.com
Фото: Gary Leff / viewfromthewing.boardingarea.com
Фото: Gary Leff / viewfromthewing.boardingarea.com
Фото: Gary Leff / viewfromthewing.boardingarea.com
Фото: Gary Leff / viewfromthewing.boardingarea.com
Фото: Gary Leff / viewfromthewing.boardingarea.com
Фото: Gary Leff / viewfromthewing.boardingarea.com
Фото: Gary Leff / viewfromthewing.boardingarea.com

Не знаю, сколько еще продлится сотрудничество Sanrio и EVA Air, но дела у авиакомпании в последнее время не совсем ладятся. В 2015 году умер глава Evergreen Marine Чанг Янг Фа, и руководство компании (в том числе и EVA Air) перешло к его детям. Их постоянные склоки и подковерная борьба друг против друга привела к отставке в марте 2016 года главы авиакомпании Ку Вей Чанга.

С тех пор развитие EVA Air остановилось. Вместо расширения маршрутной сети наоборот снижение, - одно направление закрыто. Падает прибыль с североамериканских рейсов, а на других рейсах EVA Air теснит ее основной конкурент – тайванская China Airlines. Да и уволенный бывший директор Ку Вей Чанг в долгу не остался: объявил о создании собственной авиакомпании StarLux Airlines.

Фото: EVA Air
Фото: EVA Air

Переварит ли рынок маленького Тайваня эту битву, или кому-то придется уйти,– покажет время.

Кстати, опробовать брендированные самолеты EVA Air сейчас проще, чем раньше. Я уже писал, что с 6 сентября Тайвань отменил визы для граждан Россию. Безвизовый въезд на остров будет действовать до 31 июля 2019 года. Срок пребывания на Тайване не должен превышать 14 дней. Прямые рейсы в Тайбэй из России выполняет только S7 Airlines.

Если вам понравилось, подпишитесь на мой канал вЯндекс.Дзен и будете получать мои статьи чаще. Вам интересно, а мне приятно. А еще у меня есть канал в Телеграм @ideas4trips