Историки неоднозначно оценивают период женского султаната. Во главе Османской империи стояли сильные женщины, которые прошли длинный путь от безвольных рабынь до османских королев. Они управляли визирями, солдатами и даже переписывались с правителями других государств.
Хюррем-султан первая "запустила этот процесс", когда рабыня оказалась у власти. До нее еще ни одна госпожа не вмешивалась в государственные дела, а управляла лишь гаремом. Хюррем же одного дворца было мало. Она была женщиной повелителя мира, поэтому сама хотела быть не простой женой султана, а османской правительницей.
Свидетели того времени отмечали, что Хюррем была очень образованной, поэтому активно интересовалась государственными делами и сама "лезла" в политику. Хюррем интересовалась дипломатией, ведь в те времена Стамбул посещали целые делегации иностранных представителей. Госпожа лично общалась с послами и через них получала письма от королев европейских государств. Более того, представительницы других династий часто отправляли подарки для Хюррем.
Нурбану-султан хоть и была насильно обращена в рабыню, но рабыней она никогда не была. Эта султанша с самого рождения жила в роскоши, поэтому и в гареме Селима долго в статусе наложницы не задержалась. А когда Селим, став султаном, предпочитал все время проводить в компании вина и девушек, Нурбану взяла все государственные дела в свои руки. Госпожа следила за советом визирей, активно переписывалась с французской королевой и принимала у себя венецианских послов. Вообще Нурбану не забывала свою Родину и поддерживала Венецию.
Невестка Нурбану тоже не оставалась в стороне. Сафие еще при жизни свекрови интересовалась политикой и постепенно собирала вокруг себя преданных чиновников. Нурбану не нравилось, что какая-то наложница лезет в дела империи, поэтому решила ударить по больному месту Сафие. Нурбану разлучила Мурада и его любимицу. Практически каждую неделю к падишаху в покои приходила новая девушка.
Однако Сафие решила не бороться за любовь, а полностью сосредоточилась на власти. Нурбану умерла, и уже больше никто не сдерживал ее. А когда Мурад покинул этот мир, и Сафие стала валиде-султан (матерью правящего султана), то вся власть окончательно перешла ей в руки.
Мехмед не перечил матери и полностью ей подчинялся. Сафие тоже интересовалась дипломатией. Более того, она "подружилась" с английской королевой. Правительницы переписывались, посылали друг другу дорогие подарки. Елизавета I даже отправила Сафие свой портрет. В сундуках лежали платья, украшения, ткани и драгоценные камни. Английская королева посылала очень щедрые подарки. Это говорило о том, что она ценила дружбу с Сафие.
Наверное, самой могущественной султаншей была Кёсем. Госпоже удалось не только стать хасеки (любимой женщиной) падишаха, но и сохранить титул валиде при трех султанах. Свидетели того времени писали, что Кёсем была очень жестокой и крепко держалась за власть. Именно этой султанше несколько раз удалось править государством единолично в качестве регента. Кёсем не просто переписывалась с послами и монархами других государств. Она принимала дипломатов и решала вопросы внешней политики империи.
Не только представительницы женского султаната занимались дипломатией. Безусловно, эти женщины обладали такой властью, какой не было у султанш, которые жили до и после них. Тем не менее другие госпожи в качестве послов отправлялись на переговоры к представителям других династий. Падишах мог отправить свою мать, чтобы она провела переговоры или подписала мирный договор. В скором времени такая практика отправлять женщин "в стан врага" исчезла, и султанши общались с другими монархами исключительно через письма.