Найти тему
Lunalake

"МАШИНА ВРЕМЕНИ" ГЕРБЕРТА УЭЛЛСА

Оглавление

Каким будет будущее человечества?

-2

Каковы истинные причины прогресса человеческого общества? Что произойдет с разумным населением планеты через сотни тысяч лет, если оно и дальше будет искать смысл жизни в материальном процветании? Ответы на эти вопросы попытался найти Герберт Уэллс, автор знаменитого романа «Машина времени». Главный герой книги отправился в будущее на 802 701 год. И что же он увидел? Путешественник во времени встретил мир, в котором, на первый взгляд, были достигнуты абсолютные гармония и покой. Ему даже показалось, что он очутился в золотом веке человеческой истории. Но герой глубоко заблуждался. Оказывается, человечество поделилось на 2 части: эолов (жителей верхнего мира) и морлоков (жителей подземного мира). Эолы по своему развитию, поведению и образу жизни походили больше на детей, нежели на взрослых. Они все были маленького роста. Морлоки же напоминали паукообразных обезьян с белой шерстью, которые трудились под землей, обеспечивая кажущееся процветание эолов.

В этом мире исчезли наука и искусство. Музей, в котором когда-то хранились памятники прошлого, пришел в полное запустение. Никто не интересовался новым. Люди походили больше на говорящих животных, чем на существ, наделенных великим разумом. Все были сыты и довольны. Нет проблем, но нет и никакого движения мысли. Идиллия оказалась иллюзорной еще и потому, что морлоки заботились об эолах не просто по привычке или доброте душевной. Они их откармливали примерно так же, как на сегодняшних животноводческих фермах откармливают коров и свиней, чтобы пустить их на котлеты и колбасу.

Причины заката цивилизации 

-3

Как же такое могло случиться? По мнению путешественника во времени, это произошло по следующим причинам: «Мне стало горько при мысли, как кратковременно было торжество человеческого разума, который сам совершил самоубийство. Люди упорно стремились к благосостоянию и довольству, к тому общественному строю, лозунгом которого была обеспеченность и неизменность; и они достигли цели, к которой стремились, только чтобы придти к такому концу... Когда-то человечество дошло до того, что жизнь и собственность каждого оказались в полной безопасности. Богатый знал, что его благосостояние и комфорт неприкосновенны, а бедный довольствовался тем, что ему обеспечены жизнь и труд. Без сомнения, в таком мире не было ни безработицы, ни нерешенных социальных проблем. А за всем этим последовал великий покой.  

Мы забываем о законе природы, гласящем, что гибкость ума является наградой за опасности и превратности жизни. Существо, которое живёт в совершенной гармонии с окружающими условиями, превращается в простую машину. Природа никогда не прибегает к разуму до тех пор, пока ей служат привычка и инстинкт. Там, где нет перемен и необходимости в переменах, разум погибает. Только те существа обладают им, которые сталкиваются со всевозможными нуждами и опасностями."

Еще одной причиной деградации стало нарушение закона неизменности, связанного с истощением ресурсов. Нормальная пища стала заканчиваться, и поэтому началось поедание себе подобных. Вот таким увидел великий писатель-фантаст будущее общества, нацеленного на обеспеченность и неизменность. Не очень оптимистично, не так ли? Книгу стоит прочитать всем, кто интересуется будущим человечества и планеты Земля и размышляет о смысле нашего существования. В конце-концов, путешественник увидел угасание самой жизни. Это мнение и сегодня имеет своих сторонников в научном мире. 

Некоторые ученые говорят, что примерно через один миллиард лет наше Солнце превратится в красного гиганта и уничтожит атмосферу и биосферу Земли. 
-4

Уроки "Машины времени"

Давайте поразмышляем над вопросами, поднятыми в «Машине времени». Во-первых, сразу бросается в глаза, что в книге используется теория эволюционного развития всего живого. Вот только эволюция в будущем, согласно представлению Уэллса, может пойти в обратном направлении (обернуться инволюцией). Если в прошлом обезьяна стала человеком, то в грядущие века человек может снова стать обезьяной. Причины прогресса перестали быть стимулом дальнейшего развития, так как мечты стали явью.

-5

Не станем долго рассуждать о теории эволюции, страдающей многими несуразностями и натяжками. Поговорим о другом: чему же учит нас «Машина времени» Уэллса? Заметим, что в книге говорится про общество, которое во главу угла поставило материальную обеспеченность и неизменность существующего политического и общественного строя. Можно ли назвать такое общество выдающимся и поистине прогрессивным? 

Материальные блага - основа счастья? 

Здесь нет ни слова о приоритете развития духовности, нравственности и скрытых возможностей человеческого интеллекта. Уже сегодня существует место, в котором есть и неизменность и обеспеченность, и даже безопасность его обитателей. Это зоопарк. Здесь все сыты и довольны. Никому не нужно бегать за дичью или искать сочную травку. Но люди – это не животные. Для того, чтобы быть счастливыми, нам нужно намного больше, чем вкусная еда, удобная квартира и прочие материальные блага. Знаменитый психолог Эрих Фромм однажды сделал наблюдение, согласно которому самые развитые страны мира, в которых, как кажется, было достигнуто всеобщее материальное процветание, имеют самые высокие показатели самоубийств на душу населения. Так что финансовое благополучие и неизменность не решают всех социальных проблем.

-6

Деградация, произошедшая с обществом будущего, описанном Уэллсом, стала возможной именно потому, что у людей были крайне примитивные понятия о прогрессе. Причины прогресса намного разнообразнее, чем те, что описаны в «Машине времени». Это не просто желание выжить, защититься от опасности, добиться сытой, обеспеченной и неизменной жизни. 

Скорее всего, Герберт Уэллс описывает в своем романе не личное представление об истинном прогрессе, а результат стремлений современного ему общества.

Истинные причины прогресса 

-7

Можно ли сказать, что «там, где нет перемен и необходимости в переменах, разум погибает» и что «только те существа обладают им, которые сталкиваются со всевозможными нуждами и опасностями»? Это утверждение верно лишь отчасти. Действительно, если человек не ощущает потребности что-либо изменить в личной или общественной жизни, то навряд ли он будет заниматься бурной деятельностью по переустройству мира или самосовершенствованию. Но можно ли утверждать, что покой и отсутствие опасности приводят к умственной деградации?

Вспомним детей. Удивительный мозг ребенка развивается неимоверными темпами. Едва выйдя из утробы, дети хотят знать все: почему трава зеленая, а небо голубое, зачем нужны облака, как устроена игрушечная машинка, сколько звезд на небе и т.д. Подрастая, любознательность никуда не исчезает. Получив ответы на один вопрос, у нас появляются десять новых вопросов. И многие из них никак не связаны с желанием сделать нашу жизнь удобнее и легче. Удивительно то, что для человека не существует такой области знаний, которую он не желал бы постичь. Мы хотим знать, что было в прошлом, что происходит сейчас и что ожидает нас в будущем. Нас интересует строение огромных галактик и незаметных невооруженным взглядом элементарных частиц.

Не пренебрегайте духовными потребностями

-8

Человека интересует первопричина, стоящая за творением, изначальное предназначение его жизни

Мы интересуемся не только материальными, но и абстрактными вещами, которые нельзя потрогать и увидеть. Только у людей есть нравственные и духовные потребности, которые мы удовлетворяем через познание окружающего и внутреннего мира. Мы интересуемся смыслом жизни, причиной зла и страданий, вопросами справедливости, любви и морали. Хотя ответы на эти вопросы не могут насытить наш желудок. Но они дают нам глубокое внутреннее удовлетворение, без которого мы не можем быть счастливы. И это никак не связано с представлениями об эволюции, якобы основанной на выживании сильнейших. Какое отношение к эволюции и выживанию имеют детские мультики и сказки? Если следовать логике дарвиновской теории, то Уолт Дисней зря прожил свою жизнь.

Да, наши врожденные данные, включающие в себя способность к логическому анализу, служат одной из причин прогресса. И пользуемся мы ими не только в критические моменты опасности. Многие люди удивляются способности мозга искать и находить ответы на поставленные вопросы даже без нашего сознательного участия. Бывает, что человек хочет вспомнить имя и фамилию известного актера. Но не может сделать этого в данный момент. Но через пару дней, когда он уже и забыл о своем вопросе, подсознание выдает результат. Зачем? И откуда у нас эта способность? Разве от знания того, как зовут актера, зависит решение какой-либо насущной проблемы?

Источник человеческого гения

-9

Человек во все времена стремился преодолеть ограничения своей природы. И не только из-за желания выжить

Но Герберт Уэллс ничего категорично не утверждал, когда говорил о причинах прогресса человеческого общества. Ведь герой его романа, путешественник во времени сам говорит о том, что он, возможно, ошибается в своих выводах. В других своих произведениях писатель рассказывает еще о двух причинах развития человека. Так, в романе «Человек-невидимка» мы встречаем ученого, который изобрел способ, помогающий обесцветить кровь и сделать невидимым все ткани человеческого организма. Что побудило его проводить столь необычные и рискованные эксперименты на себе? Желание испытать новые возможности. С древних времен люди мечтали о способе побыть невидимкой. Ведь тогда, как кажется, можно делать все, что хочешь и избежать последствий. 

Желание испытать новые способности и возможности всегда служило одной из главных причин развития науки и техники. Разве не это побудило людей создать самолеты, подводные лодки космические корабли? Да, сегодня с помощью этих изобретений люди решают многие насущные проблемы. Но все началось с вдохновенной мечты.

-10

Разум человека не имел бы столь мощного развития, если бы нас не окружал столь богатый и разнообразный мир. Мы исследуем нашу планету и вселенную несколько тысяч лет, но не перестаем им удивляться. Иногда люди спрашивают, зачем нужно столько цветов, ягод, фруктов, овощей? А к чему столько видов животных? Есть несколько точек зрения на этот счет. Одна из них заключается в том, что именно благодаря необычайно богатому видовому разнообразию люди обладают таким удивительным воображением.

Представьте себе, что мы рождались бы в мире, в котором все было бы пирамидообразным: горы, деревья, животные. Легко ли было бы развить богатое воображение в таких условиях? Ведь разум человека формируется под влиянием окружающей среды. Только Бог, может создать все, не оглядываясь на созданное раньше. Большинство изобретений людей созданы в подражание Божьим творениям. Идея самолета взята у птиц, реактивного двигателя – у головоногих (каракатицы, осьминоги).

В наши дни даже существует целое направление науки, целью которого является изучение технологий, применяемых в природе для развития науки и техники. Эта наука называется биомиметикой. Биомиметика (по другому - бионика— (лат. bios – жизнь и mimesis – подражание)— создание устройств, приборов, механизмов или технологий, идея и основные элементы которых заимствуются из живой природы. Ученые находят много гениальных инженерных идей, которыми пользуются животные и растения. Лотосы, бабочки, морские огурцы, акулы и другие представители растительного и животного мира тысячи и миллионы лет применяют технологии, о которых люди узнают лишь сейчас.

Какие еще причины прогресса человеческого общества можно назвать? В романе «Война миров» Герберт Уэллс описывает жестокий захват земли инопланетной расой, намного опередившей человечество в техническом развитии. В книге приводится анатомическое строение этих фантастических существ. Любопытно, что большую часть туловища марсиан занимает мозг. У них напрочь отсутствуют органы пищеварения и многие другие части тела, которые можно найти у людей. Поэтому марсианам недоступны эмоции. У них есть только чистый разум, незамутненный никакими чувствами. У них нет даже любви. Марсианам неведомы семейные отношения. Размножаются они с помощью отпочкования, то есть делением, как земные простейшие организмы.

-11

Здесь мы находим подсказку. Само строение человеческого организма, соприкасающегося со всем необычайным разнообразием мира, способствует пробуждению и развитию наших чувств и воображения. Мы можем ощущать тысячи запахов, наслаждаться бесконечным сочетанием вкусов и испытывать множество других физических удовольствий. Но мы радуемся и тогда, когда проявляем свою нравственную и духовную составляющую. Нам приносит наслаждение проявление любви, доброты, нежности, милосердия и справедливости. Мы не спим ночами, переживая за чужих людей, живущих на другом конце света. Мы жаждем всеобщего мира и справедливости.

Очевидно, что человек был создан именно для Земли, а Земля – для человека. На пустынной планете мы не смогли бы развить столь богатое воображение, сделать такое множество открытий и развить свою уникальность. Мы не могли бы наслаждаться музыкой природы и, возможно, сочинять свои музыкальные произведения. Мы не смогли бы создавать удивительные по своей красоте картины. Микеланджело сказал, что художник является лишь подражателем творца. Это значит, что степень одаренности человека во многом зависит от того, насколько богат, великолепен и разнообразен окружающий нас мир, отражающий гениальность создателя.

Итак, мы увидели, что причины прогресса человеческого общества связаны не только с опасностями и какими-то нуждами. Деятельный ум всегда найдет себе объект для исследования. И побуждением к этому чаще всего служит любознательность, жажда приоткрыть завесу многовековой тайны мироздания.