«Älä luule luuta lihaksi,
lampaan päätä höyrytetty
nauris».[1]
О финских, русских и прочих ножах - для лихих, охочих людей, junkkari и kropiklaani (фин. – проказников и разбойников) - написано достаточно много, но фундаментальных работ единицы. Все эти труды, как не странно в большинстве своем субъективны и подвержены влиянию идеологии, так как отражают первенство и превосходство финской оружейной мысли, не только над русской, но и общеевропейской ножевой культурой. Задачами настоящей статьи являются рассмотрение процесса становления ножевой культуры в Финляндии, Карелии и географию появления воинской культуры haijut в этих регионах.
Финский или скандинавского типа нож -puukko - можно отнести к ножам с фиксированной, то есть каноничной формой. Его конструкция и эргономика можно сказать, не менялась с неолитического времени (рис. 1 - 4). В отличие от шведских ножей типа Bruksniv и Tonno,у финки есть определенная группа параметров, которые отличают её от прочих изделий скандинавского полуострова и приполярных территорий:
Рис .1
- деревянный - цельный черен, из которого сделана рукоять;
- клинок типа приспущенная щучка;
- Ножны типа чулок, но без фиксирующей обоймицы для клинка;
- тройной отпуск клинка при закалке стали.
Первые образцы ножа данного типа были найдены в финских регионах: Pohjanmaa (Похьянмаа), Härmä (Хярмя), Finnmarken (Финмаркен–Лапландия; она же - земля лопарей.), Savo (Саво) и южная Карелия (См. карту). На этих территориях и зародилась культура финского ножа.
Как и любой бытовой предмет, puukko не мог не найти своего места в обрядах народа и в его обычаях. Первое упоминание о финском ноже встречается в поговорке: «Sinne sateeseen suomen veitset». Её дословный перевод - «Туда ходить под дождём финок». Это финская поговорка, обозначает какое-то труднодоступное место или трудновыполнимую работу. Русская поговорка с аналогичным смыслом – «Водить туда, куда Макар телят не гонял».
Следующее упоминание о финке мы находим в обычаях финнов и карелов.
Так в Карелии и Финляндии девушки, в определённый срок своей жизни, носили на поясе пустые ножны от финки. Молодой человек, желающий посвататься к девушке, вставлял в её пустые ножны свой финский нож. При следующей их встрече юноша с волнением смотрел, есть ли в ножнах у девушки его puukko. Если он был в ножнах, значит, юноша был желанным женихом и мог засылать в дом девушки сватов. Если девушка вытаскивала финку из ножен, то это служило знаком, что она не хочет замуж за этого парня.
Помимо этого обычая в старину, в областях Finnmarken (Финмаркен-Лапландия.) и Savo (Саво), если мужчина долго работал в лесу, то в том месте, где ему приходилось ночевать, он втыкал в стену высоко над головой свою финку, и, таким образом, защищал себя от злых духов.
Изначально (по версии Yanne Martini) финский нож не считался оружием вообще, а был определён, как орудие бытового (хозяйственного) назначения.
В это время формируется даже особый вид, именно, бытового ножа junny puukko, то есть нож-малыш (рис. 2) предназначенный исключительно для еды и ремонта одежды. Родина этого вида puukko – область Härmä (Хярмя.) и первые находки относят примерно к 998 году (см. рисунок 1). Не мало образцов таких ножей найдено в районах Savo (Саво) и южной Карелии. Но сохранность этих экземпляров оставляет желать лучшего. В качестве примера, возьмем образец, найденный в Savonlinna (Савонлинна). Для удобства трактовки ему будет дано название Savonlinnan kalastaja. Настоящий экземпляр интересен тем, что сохранился почти полностью. Он не является орудием знати, а принадлежал жене рыбака. Анализируя данные ножи, следует сделать ряд замечаний, относительно финнских ножей этого времени:
- длина лезвия до 88 мм (В областях Pohjanmaa и южной Карелии), иногда и до 70 мм (В областях Savo и Härmä)
- черены рукоятей для этого периода имеют форму «гриба» ( № 3.) или бочкообразную, с металлической оковкой на навершии ( № 1.).
- клинок прямой, без щучек и долов.
Следовательно, исходя из вышесказанного, можно прийти к выводу, что puukko этого периода не имеют конструктивных особенностей, способствующих боевому применению.
Примерно в конце XVII века в Финляндии начинает формироваться 2 я волна хуторского хозяйства. Одновременно с этим событием появляются легендарные kropiklaani, позднее получившие имя puukko – junkkari (С финского – поножовщики). Основным районом появления данной социальной группы стали богатые хутора области Pohjanmaa и окраины городов Vasa и Sulva . Эта категория людей происходила из безземельных «хуторских» детей и детей богатых горожан, и таких социальных групп, как современные люмпены. Эти люди, в связи со сложившийся ситуацией занимались - чем придется, в частности разбоем. Нестабильная ситуация в регионе вынудила мирных людей (в частности землевладельцев) носить два puukko: один Parti-puukko ( Рис. 6; То есть, универсальный охотничий и бытовой нож.) и Junki–puukko (Финка малая - универсальный нож для приема пищи, и ремонта одежды.). Это изменение доктрины применения финского ножа ввело среди puukko – junkkari следующий принцип: «Syö pieniä, big beat» (Перевод с финского: «маленьким (ножом)– ем, большим (ножом) – бью.).
Эти изменения, вместе с окончательной христианизацией страны существенно изменили старые обычаи и породили новые в финской культуре.
Например серьезно изменился обряд сватовства. В начале XIX века, в южной Карелии и частично в Саво появился “Праздник ножен”. Это своеобразный обычай сватовства. Согласно этой традиции, в конце лета или в начале осени молодежь собиралась после праздничного или воскресного богослужения вблизи церкви. Незамужние девушки стояли рядком с пустым ножнами на поясе. Юноша вставлял свою “финку” в ножны той девушке, которая была ему милее всего. Через неделю после “Праздника ножен” парень приходил в дом выбранной им девушки и метал свою “финку” от дальней стены дома к противоположной стене и, если “финка” втыкалась в стену, получал рукавицы и невесту. Таким образом, сватовство считалось состоявшемся.
Новыми обычаями стал оберег ребенка и так называемый картежный сговор. Если в доме беспричинно, как полагали, плакал младенец, то в стену над входной дверью втыкали в стену финский нож. Задачей ножа было охранять духовную жизнь плачущего младенца и прогонять кошмары.
Игроки в азартные игры тоже верили в волшебную силу ножа. Перед началом игры, игрок втыкал в карточный столик свою финку с тем, чтобы она оберегала его от обольщения князя тьмы и от неправильных решений .
Но как говорится этап эволюции puukko прошел не бесследно. Из безобидного помощника лесника и хуторянина он превратился в скрытый атрибут драки, и главного союзника в земельных переделах. С этого момента, и по сей день за скромной коротышкой финкой тянется действительно мрачный кровавый след, из вспоротых тел плохих и хороших людей. Орудие превратилось в оружие – инструмент решения проблем. После этого, сформировались многие разновидности puukko, но данный аспект достоин отдельной работы.
_________________________________________________________________________________________
[1] Дословный перевод - «Не принимай кость за мясо, баранью голову – за пареную репу», − гласит финская пословица. Русский аналог: «Смотри правде в глаза»
Фотографии предоставлены архивом фирмы Martini, а также из книги Марьянко А. Финский нож на гранях времен.