Часть 1
О том, почему и как мы собирались в это путешествие, можно почитать в ВВЕДЕНИЕ по ссылке https://love-and-travel.livejournal.com/1692.html
День 1. Москва-Питер.
В первый день нам предстояло проехать 730 км по маршруту Москва – Санкт-Петербург. Платную трассу М-11 полностью не открыли. До Питера получается два платных участка: 50 км от Москвы и кусок Тверь-В.Новгород 350 км, они скоростные, с ограничением 130 км/ч.
Отъехав километров 100 от Москвы и стоя в очередной подмосковной пробке, я не рассчитал дистанцию, загруженность машины и … въехал в зад резко оттормозившенйся легковушки. Приключения начались!
Ну вот, решил я, хорошее начало путешествия. Ехать еще 630 км, полицию можно прождать несколько часов, а нас вечером уже ждут в Питере. Но тут же прервал негативный поток мыслей и подумал, что все будет так, как нужно. И так как мы излучали счастье и посылали любовь Вселенной, «проблема» решилась за 15 минут.
Добравшись до Твери, мы могли расслабиться, т.к. самый сложный участок с постоянными населенными пунктами и ограничениями скорости был пройден. Нас ожидали 350 км скоростной автомагистрали Тверь – В. Новгород. Меня предупреждали, что на этом участке проблемы с заправками, но я их недооценил. Участок новый, и действительно на всем его протяжении нет заправок, только через каждые 80-100 км бочки с топливом и одним пистолетом, к которым очереди по 10-12 машин. Сотовой связи на участке также нет. Это надо учитывать, если собираетесь ехать по данному маршруту.
Долго ли, коротко ли, к 17.00 мы были под Питером.
У Ладожского озера мы остановились в гостях у моей сестренки. Нас радушно встретили: сестра, ее муж, мои племяшки, моя тетя и немецкая овчарка Джек. Всех накормили шашлыками; дети познакомились и поиграли со своими троюродными сестренками и конечно с Джеком, а взрослые хорошо пообщались в семейном кругу.
Наутро было жалко уезжать, но т.к. график у нас был жесткий и насыщенный, то планы на 2 день уже были расписаны.
День 2. Питер – Сортавала.
Во второй день мы планировали добраться до города Сортавала, находящегося на северной стороне Ладожского озера, от которого идут метеоры до о. Валаам.
Но мы не спешили уезжать из СПб. Рядом с местом ночевки находилась крепость Орешек, и мы решили утром туда заехать.
Крепость Орешек — древняя русская крепость на Ореховом острове в истоке реки Невы, напротив города Шлиссельбург в Ленинградской области. Основана в 1323 году.
В составе Новгородской республики 1323—1478.
В составе Московского княжества 1478—1612.
В составе Швеции 1612—1702.
В составе России с 1702
С начала XVIII века крепость стала использоваться как политическая тюрьма.
С 1907 года Орешек служил центральной каторжной тюрьмой (каторжным централом).
Здесь был казнён А. И. Ульянов (брат Ленина), покушавшийся на Александра III.
Крепость очень сильно пострадала в ходе Великой Отечественной войны. В 1941—1943 гг. в течение 500 дней небольшой гарнизон из бойцов 1-й дивизии войск НКВД и моряков 409-й морской батареи Балтийского флота оборонял крепость от немецких войск, которым так и не удалось переправиться на правый берег Невы, замкнуть кольцо блокады Ленинграда и перерезать дорогу жизни.
Но т.к. крепость-музей открывалась только с 10.00, а мы планировали сегодня посетить еще несколько интересных мест, то ограничились осмотром крепости-острова с берега и отложили ее изучение до отдельной питерской поездки.
Надо отметить, что сам Санкт-Петербург мы специально в этот раз не включали в план путешествия, т.к. он находится не так далеко от Москвы и мы планируем отдельно приехать сюда, чтобы на машине объехать удаленные турместа Северной столицы.
Перед тем как покинуть гостеприимный Питер, мы заехали в еще одно необычное место – «парк Богословка» https://bogoslovka.ru/# .
Перед самым выездом из Москвы я случайно в интернете наткнулся на фото построек деревянного зодчества и решил, что это фото из Кижей. Внимательно почитав, узнал, что постройки, аналогичные находящимся в Кижах, есть в Санкт-Петербурге. Здесь и деревянная действующая церковь «без гвоздей» с 22 куполами (стальные колья использовались только для листов дерева, обрамляющих купола), и колокольня, и купеческий двухэтажный дом и многое другое. Если на Кижах все постройки старинные, они существовали на своих первоначальных местах или были свезены из Заонежья и других регионов Карелии, то в «Богословке» все постройки новые, но построены по сохранившимся или воссозданным проектам и искусственно состарены. Не специалисту отличить постройки в Кижах от построек в парке Богословка будет затруднительно. Очень советую посетить, особенно питерцам.
Осмотрев маленькие Кижи, мы с чистой совестью направились в сторону города Сортавала.
Выдвигаясь на Север, в сторону Республики Карелия, нужно учесть, что южная часть Карелии является территорией Старой Финляндии, которая неоднократно переходила от русских к шведам и обратно.
Территория южной Карелии исторически неоднократно переходила от шведов и финнов к русским и обратно. Так, город Сортавала также назывался Сердовольск. В 1617 году по мирному договору, положившему конец русско-шведской войне (1610—1617), город перешел к Швеции. По мирному договору 1721 года (окончание Северной войны 1700-1721) вся Старая Финляндия и Сортавала отошли к России. В 1917, получив независимость, финны забрали и Сортавалу. Далее, по итогам Зимней войны (1939-1940) Сортавала вновь вернулся в состав СССР, но с началом ВОВ (с 1941 г.) Финляндия опять заняла данные территории и только в 1944 году Сортавала вновь стал советской территорией.
Большинство названий рек, озер, возвышенностей и населенных пунктов имеют финские, саамские, карельские названия. Финские названия в русской транслитерации это что-то! Их либо не прочитаешь и не выговоришь, либо они очень смешные: Мяндусельга, Педасельга, Леппяниэми, Лэхмалахти, Асиланйоки, Кюляярвин, Хямяляйсенлампи, Иййоки, Пайкъярвенкюля и др. Очень хорошо играть в города с такими названиями )). Детей очень забавляло название пригородного поселка Сортавала – Хелюля, что на карельском и финском означает «звон, шум». Так дети в шутку друг друга и звали: «Эй! Хэлюля, ты куда пошел …».
Дорога от Питера к Сортавале проходит вдоль действующей границы с Финляндией, расстояние до границы менее 20 км. При въезде в Республику Карелия стоит погранпост, который проверяет документы.
Хотя здесь и нет гор и обрывов, но дорога очень напоминает крымские серпантины. Она постоянно петляет и меняет высоту. Учитывая, что с утра шел дождик, то на такой дороге была опасность улететь в кювет, поэтому я ехал не спеша. Здесь и произошло второе небольшое происшествие.
За мной пристроился мотоциклист, которому была не по душе размеренная езда по серпантину. Он нас обогнал, я успел только подумать, что на такой скорости можно запросто улететь с дороги. Тут дорога сделала крутую петлю, мотоциклист лег в поворот слишком сильно и… мотоцикл ушел юзом, врезавшись в столб. Мы остановились и помогли мотоциклисту встать, убедились, что с ним все в порядке, помогли поднять байк и поехали дальше. Я подумал, что плохие мысли могут моментально реализоваться и нужно думать только о хорошем.
Остановившись в лесочке на обед, мы обнаружили все прелести Карелии. Под ногами было много голубики, брусники и грибов.
Проехав насквозь Сортавалу, мы отправились смотреть еще одну достопримечательность.
На сегодня у нас было запланировано посещение горного парка «Рускеала».
Горный парк «Рускеа́ла» (фин. Ruskeala — «Коричневая, Бурая») — бывший мраморный карьер, заполненный грунтовыми водами. Большая часть выработок после ВОВ оказалась затоплена, откачать воду не представляется возможным. На месте образовавшегося озера организован парк. На весельной лодке можно покататься по озеру с заплывом в небольшие пещеры. Мрамор Рускеалы использовался в сооружении значимых зданий Санкт-Петербурга и дворцовых пригородов. Им облицован Исаакиевский собор, выложены полы Казанского собора, изготовлены подоконники Эрмитажа, обрамлены окна Мраморного дворца и фасад Михайловского замка, а также в середине XX века — подземные залы станций Петербургского метрополитена «Приморская» и «Ладожская». Здесь снималось множество известных фильмов, в т.ч. «А зори здесь тихие», причем старая и новая версии.
Сам парк нам понравился, мы и покатались на лодочке,
и погуляли пешком
После осмотра парка вернулись в Сортавалу, т.к. завтра планировали посетить Валаам.
День 3. Валаам.
Валаа́м (карел. Valamoi, фин. Valamo «высокая, горная земля») — остров в северной части Ладожского озера, самый большой в составе Валаамского архипелага. На острове расположены посёлок Валаам и Валаамский ставропигиальный мужской монастырь. Длина острова 9,6 км, ширина 7,8 км. Расстояние до ближайшего берега — 22 км.
Монастырь образовался в Х-XIV веках. Как и Карелия, о. Валаам неоднократно переходил к шведам. После ВОВ остров использовался как интернат инвалидов и только в 1979 году здесь был возрождён монастырь. В настоящий момент братия монахов насчитывает около 100 человек и около 480 человек местного населения.
Добраться до Валаама можно только по воде в теплое время года, причем в конце августа начинаются шторма на Ладожском озере, и водное транспортное соединение прекращается. Из Сортавалы на метеоре можно доехать за час.
Мы не стали заранее бронировать билеты, т.к. в середине августа уже нет такого потока туристов, но как оказалось, за 2 дня до нашего приезда были шторма и метеоры не ходили. Всех пассажиров, купивших билеты заранее, перенесли на запланированный нами день поездки. Туристических билетов, включающих экскурсии, уже не было, а отдельно билеты на метеор не продаются. Мне все же удалось договориться с капитаном, и мы поехали просто пассажирами, а на месте присоединились к тургруппе, но так вышло дороже, и был риск никуда не попасть. Так что, если решите посетить Валаам, советую бронировать билеты заранее.
На Валаам туристы и паломники приезжают на несколько дней, у нас же был только один. Мы посмотрели с экскурсией основной монастырь, пообедали в трапезной, дети перегладили всех кошек, а после переехали на кораблике в удаленный скит и вечером вернулись в Сортавалу.
Общее впечатление неоднозначное. Забегая вперед скажу, что Соловки мне понравились больше, они были настоящие, суровые и более честные. Валаам больше туристический. Хотя, может быть, такое впечатление у меня сложилось потому, что мы провели здесь очень мало времени и были в туристических местах. На острове много скитов, закрытых для посещения туристов или открываемых один раз в году для паломников.
Несомненно, Валаам очень красив природой и архитектурой. При поездке сюда нужно закладывать минимум дня три. На острове есть гостиницы, в которых можно остановиться и неспешно, за несколько дней, познакомиться с Валаамом.
В следующей части вы узнаете о том, почему мы не доехали до Кижей, какая самая красивая дорога в Карелии и как уберечься от нападения чаек.
Не переключайтесь!
Подписывайтесь, чтобы не пропустить следующую часть!
Делитесь записью!
Актуальна информация о наших путешествиях в instagram по адресу - 2see2gether