Найти тему
Душкин объяснит

Фильм: «Тринадцатый этаж» (The thirteenth floor), 1999 год

Пять слов: Виртуальные миры — они как матрёшки.

Предложение: Фундаментально должна существовать верифицируемая процедура для проверки виртуальности мира, хотя на текущем уровне развития человечества мы пока не знаем, является ли наш собственный мир компьютерной симуляцией или нет, хотя она многое объясняла бы.

Фабула: Не уверен, что наверняка в Древней Греции мудрецы задумывались над вопросом о том, «если мир был создан богами, то кто создал богов», хотя в тамошней космогонии всё было несколько проще. Но потом уже в христианской мифологии и теологии этот вопрос, конечно же ставился. В этом фильме этот вопрос вновь преподносится для размышления, но уже с высокотехнологичной точки зрения.

Рецензия: Фильм довольно необычен и интересен, так как ставит перед зрителем важный вопрос о возможности компьютерной симуляции нашего мира (и Луна существует на небе только лишь до тех пор, пока кто-нибудь на неё смотрит). Дэвид Дойч в своей важной книге «Структура реальности» рассматривает этот вопрос и говорит, что технология виртуальной реальности и симуляции мира является одним из фундаментальных вопросов устройства Вселенной наряду с квантовой механикой и эволюцией жизни (и в ней также рассказывается о том, как может быть решена проблема невычислимости некоторых вещей в вычислительной симуляции). Поэтому здорово, что такие важные философские вопросы начинают ставиться перед простыми людьми в образе непростых художественных фильмов. Но при этом сам фильм медлителен и немного затянут, а его «детективная» составляющая несколько притянута за уши. Незачем было устраивать всю эту пальбу из пистолетов и всё такое. И ещё можно отметить технологическую дисгармонию в показанных симуляциях — в компании, где стоят суперкомпьютеры для симуляции виртуального мира, пользуются аналоговыми телефонами.

Симуляция второго уровня представляет собой Лос-Анжелес 1923 года.
Симуляция второго уровня представляет собой Лос-Анжелес 1923 года.

Краткое содержание: Владелец компании, создавшей детальную компьютерную симуляцию ограниченного мира, возвращается из неё и погибает при невыясненных обстоятельствах. Его лучший сотрудник в соответствии с последней версией завещания, становится наследником, но при этом и главным подозреваемым, и он ничего не помнит о той ночи. Он погружается в симуляции, но не успевает там ничего найти, однако кое-что начинает понимать. В его собственном мире появляется дочь погибшего босса, про которую никто никогда ничего не знал, и она пытается закрыть компанию. В итоге оказывается, что эта дочь — пользователь симуляции, пришедший из «верхнего мира», который пытается прекратить проект, так как её муж начал использовать его в качестве своей игрушки, вообразив себя богом. И вот в результате заварушки симулированное сознание носителя её мужа меняется симуляциями и появляется в 2024 году, и всё хорошо, потому что эта женщина давно влюблена в симуляцию мужа, а самого мужа ненавидела. Любовь она такая, да.

Системная консоль симулятора. Сознание пользователя переносится в персонажа, у которого на время использования проявляется ретроградная амнезия.
Системная консоль симулятора. Сознание пользователя переносится в персонажа, у которого на время использования проявляется ретроградная амнезия.
Хотите погрузиться в тему Искусственного Интеллекта и смотреть подобные фильмы с экспертной точки зрения? Заходите ко мне в Телешколу.