Молодые люди, родившиеся уже в России, много наслышаны об СССР от своих родителей и представителей старшего поколения, а те, ностальгируя, приукрашивали жизнь в СССР. И молодежь, сталкиваясь в начале своей самостоятельной жизни с трудностями, склонна сожалеть, что им не довелось жить в такое замечательное время. Так что же это было за время, и чем оно отличалось от нынешнего?
Первым делом, в СССР не существовало безработицы. Можно было прийти в отдел кадров любого предприятия, и кадровик наверняка предлагал ряд вакансий. Работали все, тунеядство преследовалось по закону, и всем работающим платили без задержек зарплату, а студентам стипендию.
Стипендия была невелика, в гуманитарных вузах поменьше, в технических побольше, при этом отличники учебы получали повышенную на 25% стипендию. Впрочем, троечникам стипендию не платили, а пересдать «тройку» на более высокую оценку возможность не предоставлялась.
Проживание в общежитии было практически бесплатным, но если общежитие не предоставлялось, приходилось снимать жилье у частников, а это уже были немалые для студента деньги.
В разное время стипендия составляла 35-45 рублей (при зарплате молодого специалиста 90-120 рублей), при этом завтрак в студенческой столовой мог стоить гривенник (10 копеек), а обед полтинник (50 копеек). То, что студенческие столовые, как и рабочие, дотировались, особо не афишировалось, считалось, что все цены реальные. Одним из источников денег на дотирование столовых являлось кино, куда студент мог, при наличии свободных денег, сводить свою подругу, вдобавок угостив ее в буфете еще и мороженым, которое было намного вкуснее нынешнего.
Интеллектуальной работы, которой в настоящее время (переводы, программирование) предостаточно, в те времена для студентов не было, и на выбор оставались либо законная работа вроде разгрузки вагонов, либо незаконная – спекуляция. Тем и другим занимались в основном юноши, у девушек возможностей было меньше.
Итак, на товарную станцию по достаточно случайному принципу приходили вагоны с овощами, сырьем, стройматериалами, и даже водкой. Бригада грузчиков набиралась ответственным за разгрузку экспедитором среди готовых подработать волонтеров, которые всегда были «на подхвате». Это были не только студенты, но и работающие посменно или временно не работающие люди, т.е. все, кто нуждался в деньгах.
Первым делом (устно) обговаривалась сумма – стоимость разгрузки тонны перегружаемого на автомашины груза, которая менялась в зависимости от сезона, дня недели (в праздники стоимость работы возрастала) и времени суток. Обмана быть не могло – единожды обманувшего грузчиков экспедитору впредь уже никогда бы не удалось набрать бригаду, а штрафы железной дороги за простой вагонов были запредельными. Разумеется, обещая грузчикам за перегрузку тонны арбузов определенную сумму, экспедитор действовал в пределах своеобразного «потолка» на предельные расценки от директора базы.
Привлекательность работы заключалась в том, что расчет был немедленный – в любое время дня и ночи на базе дежурили бухгалтер и кассир, и по справке ответственного за разгрузку экспедитора оформлялись все необходимые для расчета документы.
Работы могли продолжаться 4-12 часов, хорошо отработавшая слаженная бригада могла перейти на другой объект. В работе делались перерывы на отдых и перекусы, а если разгружалось что-либо съестное, не возбранялось распить на всех банку сока или съесть арбуз – на естественную убыль списывался определенный процент товара. Мало того, студент мог прихватить с собой пару килограммов огурцов или томатов, и назавтра сэкономить на еде.
Работая на станции хотя бы раз в неделю, студент без особых усилий зарабатывал еще одну стипендию. Но настоящий заработок начинался летом. К лету в каждом ВУЗе формировались студенческие «строительные отряды», девушки работали проводницами в пассажирских поездах, юноши уезжали на стройки народного хозяйства, те и другие работали на сборе урожая фруктов. Оплачивалась работа в стройотрядах хорошо, и даже были случаи, что отряд не желал возвращаться к 1 сентября в аудитории, особенно когда прораб где-нибудь на Дальнем Востоке обещал повысить расценки за работу – другой рабочей силы у него не было.
Часть студентов готова была заняться и незаконным бизнесом – спекуляцией. Разумеется, для этого надо было иметь надежных знакомых в торговой сети. Торговали студенты на «барахолке» дефицитом – тем, что трудно было купить в магазине (перчатками, зимними шапками, джинсами и кроссовками). Разумеется, на руках у продавца никак не могло быть нескольких штук товара – подошедшим правоохранителям всегда можно было объяснить, что вот купил шапку себе в магазине, но сейчас срочно понадобились деньги. Студентам обычно верили, а продав одну шапку (которая продавалась за цену, в несколько раз превышающую т.н. «государственную цену»), продавец мог сходить в «тайное место» еще за одной.
Так и жило советское студенчество, усваивая на ходу нехитрые правила выживания в современном им обществе. Все заканчивалось с завершением обучения и получением диплома. Впереди было распределение с обязательной отработкой 3 лет, для учителей и врачей обычно в деревне, где товарной станции и овощной базы не было, как и столовой с завтраком за гривенник. Начиналась взрослая жизнь, и многие ее начинали уже в качестве главы или матери семейства – студенческие свадьбы не были редкостью.
Спасибо за прочтение! Если материал вам понравился, взгляните и на эти тоже:
1. Кошмар советского студента – распределение!
2. От сессии до сессии... (Некоторые аспекты из жизни студентов в СССР)
3. Романтика свиданий по-советски.