Борис Чирков сыграл несколько десятков ролей в театре и кино, его миновала судьба «актера одной роли».
И все же, для большинства зрителей его имя ассоциируется прежде всего с образом Максима из ставшей настоящей классикой кинотрилогии.
Чирков родился в 1901 году, в захолустном уголке Вятской губернии, до которого новости доходили со скоростью старого немощного коня, раз в неделю привозившего газеты на почту.
Когда мальчик учился в старших классах, он начал участвовать в школьных самодеятельных спектаклях. Тогда даже ему самому не приходило в голову, что сцена может стать его призванием.
В возрасте 20 лет Борис поступил в Петроградский политехнический институт, но по прошествии недолгого времени осознал, что его совсем не привлекают точные науки.
К счастью, именно в то время открылись двери только что созданного Института сценических искусств, в который Чиркова буквально под руки сопроводили друзья-однокурсники, уверенные в его безусловном актерском даровании.
Талант абитуриента разглядели и члены приемной комиссии – Чирков поступил с первого «захода», правда, стипендию ему назначили лишь на третьем курсе, поэтому будущая звезда экрана подрабатывала грузчиком в порту.
И этот опыт оказался очень полезным в дальнейшем, при работе над ролью матроса Фомичева.
Актерским дебютом Бориса стала крохотная роль в немом фильме – результатом он остался недоволен настолько, что не смог досидеть в просмотровом зале до конца сеанса.
Однако этот случай заставил молодого театрального артиста извлечь для себя ценные уроки.
Впоследствии мастер сформулировал их в своей книге воспоминаний, написав, что сцена и кинематограф требуют от актера принципиально разной техники игры.
Следующий опыт появления на экране стал более успешным: после небольшого эпизода в фильме «Одна» Чирков еще не покорил сердца зрителей, но на него стали обращать внимание кинорежиссеры.
Роль Максима, ставшую звездной, Чирков получил неожиданно: изначально она предназначалась для другого актера. Но уже на первой репетиции всем стало понятно – другого Максима быть просто не может.
Актеру практически не приходилось перевоплощаться, все грани характера и внешние черточки своего героя – бесконечные прибаутки, кепку набекрень, верную подругу гитару – он черпал из своей жизни.
Даже знаменитая песня про «шар голубой» всплыла откуда-то из его памяти и на удивление органично вплелась в киносюжет.
Картина «Юность Максима» могла и не дойти до зрителей – поначалу она была встречена в штыки руководителями Госкино.
Судьбу фильма решила одобрительная реплика Сталина, брошенная им во время просмотра в Кремле: «Максим хорош!». После успеха первого фильма были сняты еще 2 части трилогии, в которых произошло окончательное слияние актера и образа.
Лишь еще одна роль Чиркова могла бы встать рядом по популярности у кинозрителей – образ, сыгранный им в киноленте «Верные друзья».
Максим стал настолько живым в представлении людей, что в его честь был назван построенный в Ленинграде кинотеатр, даже фильм о творческом пути артиста был назван «Наш друг Максим».
Максимом назвала своего сына и дочь Чиркова, Людмила. К сожалению, дед не увидел появления на свет своего внука, который родился после его смерти.
Актер скоропостижно скончался от четвертого инфаркта, поехав в Кремль на церемонию вручения правительственных премий.
Со своей женой, тоже Людмилой, он прожил 34 года, и за это время они поссорились только один раз, да и то по смешному поводу – из-за разного отношения к поэтам Серебряного века. Актер похоронен на Новодевичьем кладбище.