Продолжение темы, начатой в предыдущих выпусках: 1 и 2.
Отправимся далее к месту, которое даст вам возможность переключиться и вернет наш ум в состояние покоя и очистит его. Таким местом являться сооружение, раскопанное в начале 2000-х годов совершенно случайно. Здесь стояли одноэтажные домики постройки послевоенного периода и когда они обветшали, решено было их разобрать до основания и расчистить территорию....
Подписывайтесь и читайте
Все публикации журнала "Места Силы & Крым" (2019-2018)
Когда домики были разобраны, оказалось что стояли они на территории, которую можно было бы назвать мусорной свалкой средневековья. Сюда сносили весь мусор с Херсонеса многие столетия.
Произошло это в силу того, что во времена Римской империи здесь находился т.н. римский (византийский) квартал. Вообще, территория Херсонеса, как и многих городов древности, состояла из кварталов, которые делились по видам деятельности и национально-религиозным приоритетам.
В один из скифских набегов на Херсонес, оборона города была прорвана вероятнее всего именно в этом месте. Сам квартал с прилегающими к нему римскими термами (банями) и древним водохранилищем так же оказался в зоне разрушений и от возникшего пожара сгорел.
Восстанавливать видимо не стали квартал, а на территорию пожарища стали сбрасывать весь мусор, какой мог быть в то время у населения Херсонеса.
В общем, когда убрали строения и обнаружили, что под ними древний мусорник, решили разгрести его, то под слоем мусора обнаружили древний накопительный бассейн для питьевой воды.
Вероятнее всего, именно к нему были подведены глиняные трубы от Корсуньского источника, которые были найдены воинами князя Владимира. Перекрытие вод источника, текущих по трубам в бассейн дало возможность вынудить херсонеситов сдать свой город князю Владимиру. Не с этого ли момента его стали именовать "Ясным Солнышком", как завоевателя города Хорса-Солнца?
Если присмотреться к накидке княжеской, то можно увидеть символы восмиконечного равностороннего креста. Это и есть символ Христа.
Фибула накидки тоже в виде равностороннего "георгиевского" креста, что опять же являет собой символ Хорса-Солнца, но изображаемый отлично от восмиконечного креста. По сути, оба креста являют собой одно и то же, только восмиконечный - двухмерный и графический, а четрехконечный - трехмерный и объемный.
Бассейн-водохранилище являлся центральной частью большого архитектурного ансамбля, примыкавшего к оборонительной стене города. Размеры - 28 х 13,5 м, сохранившаяся высота 3,75 м. Стены резервуара, относящиеся как минимум к двум строительным периодам, сложены из тесаных известняковых блоков.
В стены водохранилища на всю высоту были вмонтированы трубы, предназначенные для сброса воды в случае переполнения цистерны. В восточном углу бассейна в стене находилось квадратное отверстие, являвшееся началом водоотводного канала. По нему вода подавалась в разветвленную городскую водопроводную сеть. Водопроводы представляли собой линии из керамических труб, а также вырубленные в скале и оштукатуренные каналы, перекрытые каменными плитами. В первой половине IX в. водохранилище было засыпано.
Откопав бассейн, удивились что его пространство являет собой энергетически чистое поле, в котором и сейчас словно плещется вода.
Даже тот факт, что он был замусорен многие столетия не повлиял на энергетику места Силы. Следует понимать, что бассейн не стали бы ставить в случайном месте и расположен он в очень активной энергетической зоне, находясь в которой словно омываешь себя с ног до головы.
Помните, я вначале упомянул тот факт, что херсонеситы чтили "священные" колодцы. Считается, что на первом этапе существования Херсонеса, его жители использовали грунтовые воды. Во дворах жилых домов выкапывались колодцы и строились цистерны, в которые собирали дождевую воду с крыш.
И до нашего времени дошли пифосообразные колодцы-накопители, водоизмещение которых было в некоторых случаях просто огромно большим.
С давних пор они чтились как священные места, сохраняющие в себе нечто таинственное. А с тех пор, как был разрушен бассейн для питьевой воды, и воду стали почитать на вес золота.
Не исключено, что наполняли такие колодцы водой. И из сакральных объектов они стали бытовыми, но значимости своей не утратили.
Удивительно, как одни священные места стали замещены другими. Менялись традиции - менялась и культура, а места почитания оставались прежними.
Так над одним из священных колодцев, а по своему техническому назначению - емкостью-накопителем которая со временем перестала быть аккумулятором энергии, а стала резервуаром для хранения воды и прослужила до конца IV - начала V в., был построен Четырехапсидный храм.
Особенность храмов в форме креста - это необычное расположение алтаря храма прямо по центру строения.
В данном случае, Четырехапсидный храм был построен прямо над древним техническим сооружением, которое можно было бы в нашем понимании назвать аккумуляторной батареей.
И также как почитаемый во все времена храм Святой Богоматери Влахернской на Девичьей горе, был крестообразным и с центральным размещением алтаря. О Храме Влахернской Богоматери читайте в этом выпуске.
Храм был открыт в 1893 г. при строительстве артиллерийской батареи. В 1977- 1979 гг. доследован В.А. Кутайсовым и предположительно отождествлен им с храмом, поставленным в память о чуде святого Капитона.
Правда в описании чуда фигурирует костер, а не печь, но по древней херсонесской легенде, Капитон вошел именно в печь и это более правдоподобно, если изучить архитектуру строения данного храма, который представляет собой квадрат с четырьмя полукруглыми апсидами в углах, ориентированными по сторонам света и давшими ему условное название.
В трех апсидах было по две двери, в западной - один широкий вход, арки апсид и пилоны поддерживали купол, а пол был покрыт мозаикой, под которой обнаружены остатки известеобжигательной печи, по времени предшествовавшей храму.
Интересно, что печь расположена строго симметрично по основной оси: запад-восток; храм явно ставился с таким расчетом, чтобы она оказалась в центре под куполом, хотя это создавало определенные неудобства при строительстве.
Размещение храма вокруг печи связано с легендой, согласно которой в Херсонес в 325 г. прибыл для проповеди христианства епископ Капитон. Для доказательства веры он вошел в горящую известеобжигательную печь и вышел из нее невредимым.
В память об этом чуде в VII в. на месте печи возводится мартирий (храм-памятник), который просуществовал до Х в.
Так что если Вы меня спросите, чем характеризуется данное место, то отвечу без особой сложности: хотите познать что собой являет вера не как приверженность канонам, а как осознанное понимание своей жизни, воли и промысла Божия проявленных в ней - отправляйтесь туда и просите о даровании веры и обретении ее в себе.
Оригинал статьи на моем сайте www.graal.su/index/khersones_perezapusk/0-43
Руслан Стойчев - Места Силы в Крыму
Подписывайтесь и читайте
Все публикации журнала "Места Силы & Крым" (2019-2018)