Пройдемся по прекрасному городу Гомелю. Только по Гомелю более чем вековой давности. А точнее, летом 1911 года. Экскурсоводы у нас будут очень необычные и весьма квалифицированные и осведомленные — историки, краеведы Ф. Жудро, И. Сербов и Д. Довгялло. Они же авторы географическо—статистического очерка «Город Гомель», включенного в сборник «Записки Северо—западного отдела императорского Русского географического общества» за 1911 год, изданный в Вильне в типографии А. Сыркина.
Тогда Гомель входил в Могилевскую губернию. Он широко раскинулся по высокому правому берегу Сожа. Через городскую территорию проходили Либаво—Роменская и Полесская железные дороги, Петербурго—Киевское шоссе. И, пожалуй, Гомель можно было назвать мегаполисом своего времени.
С левой стороны реки, от Белицы, город выглядел весьма живописно. Дворец княгини Паскевич, силуэты домов… «Главы храмов и причудливой формы башен тонут в роскошной гуще садов и парков. По обширной открытой равнине ползут, точно игрушечные, поезда, проскакивают сквозь сетку перекинутых через реку железных мостов, как огромные белые птицы, поворачиваясь из стороны в сторону, плывут по Сожу пароходы…»
Река — доминанта жизни города. В 1911 году пассажирские суда ходили по Сожу на нескольких линиях: Гомель — Лоев — Киев — 328 верст; Гомель — Пропойск — 148 верст; Гомель — Ветка — 22 версты; Гомель — Попова Гора — Хотимск —173 версты. В навигацию 1910 года на линии Гомель — Киев держали движение 54 парохода «1—го и 2—го обществ пароходства по Днепру и его притокам», они выполнили 722 рейса и перевезли 208.957 пассажиров. Кроме пароходов, воды Сожа бороздили барки, берлины, лайбы, дубки, лодки, а также плоты.
В Гомеле имелась судоходная дистанция и судостроительная верфь.
Теперь выберемся на сушу...
Продолжение материала можно прочитать на Краеведческом сайте Гомеля и Гомельщины.