Автор текста - Полина Свертилова.
В 2014 году вышла кинолента «Трудно быть богом» Алексея Германа-старшего, встреченная критиками и зрителями неоднозначно. 22 и 23 сентября, в Москве, в честь юбилея режиссера состоялась ретроспектива его фильмов. Рассказываем, почему стоит или не стоит увидеть одну из самых необычных работ Германа, и по возможности – на большом экране.
«Если уж писать придется про меня… ты напиши, что Богом быть трудно»
Герман стремился не просто снять экранизацию одноименного романа братьев Стругацких, а построить в кадре полноценный мир Средневековья, погружённого в грязь и невежество. Композиция, созданная Германом, действительно заслуживает внимания: это масштабная картина, каждый отдельный фрагмент которой хочется разобрать. И все же объять необъятное невозможно, ровно как и не стоит провозглашать себя Богом там, где царит хаос и разрушение.
Стоит отметить, что работа в кадре Леонида Ярмольника, сыгравшего дона Румата, может претендовать на божественную. В фильме вообще, в каком-то смысле, отсутствует актерская игра. Он представляет собой полноценную жизнь. Соответственно, фигурам, помещенным внутрь созданного Германом пространства, приходится проживать (а вернее, выживать) сцены. Рамки между актерами и зрителем стираются. Для героев не существует камеры, площадки, и это видно по небрежности, натуралистичности их действий; вплоть до обращений к оператору — полноправному жителю этого мира. Наверное, «Трудно быть богом» для полного погружения зрителя в картину не хватает лишь характерных запахов — грязи, гнили и смрада. Впрочем, их можно ощутить на психологическом уровне.
Убери камеру, и действие все равно будет продолжаться. Никакой конкретики нет – Герман изображает массу, как на картинах Босха или в сатирических летописях Салтыкова-Щедрина. Ты либо вникаешь в происходящее, либо остаешься посторонним наблюдателем и хочешь поскорее покинуть это место. Вообще, критики встретили «Трудно быть Богом» с меньшим накалом эмоций, нежели обычный зритель. Германовское Средневековье — своеобразная параллель с ХХ веком; знакомый режиссеру мир, возведенный в гротеск. Мол, «посмотрите на власть, возомнившую себя Богами, на общество, тонущее в луже отходов, разве не похоже?» Похоже. Посмотрите, может тоже узнаете.