Здравствуйте, дорогие друзья! Сегодня речь пойдёт об автомобилях для кого-то уже забытой марки "Москвич", а точнее о её успехах на международных ралли в конце 60-х годов прошлого века. Уверен не каждый об этом знал и многим будет интересно. Начнём с истоков.
В начале своего существования мировые ралли не были такими сверх-скоростными как сейчас, машины в большинстве своём выигрывали за счёт исключительной надёжности конструкции, проезжая тысячи километров пересечённой местности в почти стандартном виде. Первым из таких марафонов и ключевым в истории ралли-рейдов стал трансконтинентальный пробег Лондон-Сидней 1968-го года, планировавшийся как однократное мероприятие. Его протяжённость составляла 16 тысяч километров, участвовало 96 автомобилей, среди них 4 "Москвича-412".
"Лондон-Сидней.
Десять изнемогающих дней
через одиннадцать стран,
по трём континентам,
из Европейской зимы в Австралийское лето.
Призёр Мирового Ралли - команда Москвичей-412"
Вот мы и вплотную подобрались к главным героям статьи. Чем они отличались от своих дорожных собратьев? В общем-то это были серийные автомобили, за исключением усиленной подвески и сцепления, наличия тахометра, каркаса безопасности и штурманских приборов, защиты картера и передней подвески. Ну и разумеется, они были более тщательно собраны. Некоторые авторитетные источники указывают на в 2 раза увеличенное кол-во точек сварки и применение укрепляющих пластин изнутри.
Само собой этого было мало, ведь в условиях борьбы всех машин в одном классе, без деления на мощность или литраж (тогда этого ещё не было) , "Москвич-412" выступал с лучшими автомобилями мира, имеющими на тот момент гораздо большую мощность. В советские экипажи никто не верил, мало кто мог подумать что эти машины пройдут хотя-бы половину марафона..
Инженер Щавелев спит в минуты до начала этапа в Сан-Бенито. Его напарник Лифшиц терпеливо ждет запуска Москвича
А они прошли! Ещё как прошли - все 4-ре заявленные машины добрались до финиша! К слову, всего из заявленных 96 "лучших автомобилей мира" до финиша добрались лишь 56. В их числе и наш Москвич! Общекомандное 4-е место и слава, много славы.
Автомобили-победители тут же разошлись по выставкам, огромное количество журналистов хотело взять интервью у отважных советских гонщиков и увидеть своими глазами те поразительно надёжные машины. Продажи на внешнем рынке тут же невообразимо подскочили, более 75% производимых за год "Москвичей" уходило на экспорт. Советские автомобили активно покупали даже в развитых капиталистических странах, что о многом говорит. На западе они продавались под именами Scaldia 1500, Elite 1500, Rhila-412. Сборкой автомобилей из комплектующих занимались Бельгия и Болгария. "Москвич" стал известен как бренд. Мировой автомобильный бренд.
Это была первая часть цикла статей о выступлениях команды завода АЗЛК на ралли, следующую ожидайте в ближайшее время