СЛОВА
На прошлой неделе выдалось сразу несколько знаковых юбилеев: позавчера исполнилось 20 лет четвёртому альбому исполнительницы Cat Power, в пятницу — четверть века последнему лонгплею Nirvana; помимо этого, мировые профильные СМИ привлекают наше внимание к неочевидному: 19 сентября 1988 года вышел второй альбом певицы Энии, Watermark. О знаковой записи направления нью-эйдж (которая, впрочем, для него во многом нетипична) вспоминает издание FACT. Журналист Дмитрий Куркин утверждает, что в тексте есть проницательные наблюдения (некоторые из них и впрямь хочется развивать: например, мысль о том, что альбом стал симптоматичным следствием диджитализации музыки — и во многом, продолжаем уже мы, породил когорту технических фриков вроде Massive Attack), однако при более пристальном взгляде текст рассыпается на малоинформативные моменты, больше похожие на выспренное эссе, подобными которому кишит, к примеру, книжная серия про музыку 33 1/3; впрочем, это объяснимо: альбомы Энии для западного человека — примерно такое же вросшее в культурный код бессознательное, как для нашего Наталья Ветлицкая: вроде бы guilty pleasure, а влияние на умы слушателей (да и на поп-культуру) уже неоспоримое.
Ещё на FACT можно посмотреть документальную короткометражку (~13 минут), где музыканты-кинокомпозиторы — от Макса Рихтера до Джеффа Барроу, о новой записи которого речь пойдёт чуть ниже — рассказывают о том, как пишут саундтреки к фильмам.
На «Горьком» вышло интервью с музыковедом из Петербурга Ольгой Манулкиной, написавшей книгу об американской музыке. Этот любопытный по вывеске труд — редкое дело — не отыскивается в интернете и фактически недоступен в продаже; тем любопытнее послушать хотя бы автора: довольно много места в начале разговора уделено биографическим моментам, к концу есть и очевидные — но от этого не менее печальные — мысли о дефиците специальной литературы.
Переводных книг о музыке не стало намного больше, чем в советские времена. И часто они страдают постсоветским качеством перевода и редактуры. Изданы несколько книг композиторов — это важнейшая вещь, но отсутствуют труды музыковедов. Не переведены труды, в которых обсуждается, чем дисциплина «музыковедение» должна заниматься сегодня. [...] Вышли сотни статей, десятки книг, до нас же доходят отзвуки, отражения, выхваченные из обширной дискуссии цитаты.
[...]
Ситуация с иностранным языком хотя и изменилась с тех пор, как я училась (теперь все в той или иной степени знают английский), но изменилась недостаточно: к изучению специальной литературы готовы единицы — во всяком случае, в консерватории. Как следствие, то, что не переведено на русский, остается маргинальным, не включается в научный обиход. Языковой барьер стал продолжением железного занавеса.
Ещё из новостей книгоиздания: в издательстве «Альпина Паблишер» вышла книга Ляли Кандауровой «Полчаса музыки. Как понять и полюбить классику». Судя по объёму — 438 страниц — чтение явно не на полчаса, но «Горький» уже сделал это за вас (и за нас).
МУЗЫКА
Beak> — Abbots Leigh
Когда Джефф Барроу несколько лет назад утверждал, что нового альбома Portishead не придётся, как в прошлый раз, ждать целую декаду, мало кто думал, что: а) придётся и больше; б) в ожидании не будет необходимости. Изначально казалось, будто новый сайд-проект — не более чем упражнение по закрытию ностальгического гештальта, необязательный факультатив с участием не то собутыльников, не то просто людей, по разным причинам неспособных добраться до спортзала, но убеждённых, что они рок-звёзды; возможно, так до поры и было, однако за девять лет существования Beak> вырос в весьма состоятельную творческую единицу. Вышедший на днях третий альбом уходит от обычных для группы признаний в любви к одному лишь краутроку: есть припевы как у Кобейна, спейсрок, инструментальная зарисовка по мотивам модной электронной музыки начала нулевых и много чего ещё.
Хроноп — Докури до фильтра
Те, кто утверждают, что Шнур выпустил плохой клип на хорошую песню, просто не видели новое видео «Хронопа». Трек по меркам позднего творчества группы довольно крепкий — но экранизация выглядит так, как будто Вадиму Демидову несколько дней назад подогнали интернет, и тот наконец-то смог лицезреть животворящую пластику Тома Йорка. Из подражания получилось нечто среднее между Шевчуком (если бы ДДТ занесло в сторону группы Keane ещё и визуально) и премьер-министром страны на встрече выпускников, но это не то чтобы плохо — в конце концов, первые (и уже точно оставшиеся в истории лучшими) хроноповские альбомы были преисполнены такого же примерно гротескного стыка лиризма с политическим; другое дело, что и музыка тогда была позамороченней, и от текстов хотелось не только завернуться в тёплый клетчатый плед.
Weezer — Africa
Есть соблазн провести параллель между нынешними судьбами Риверса Куомо и Макса Покровского: начинали они совсем с разного — один с сатирического мамблрока, другой с инди-попа от лица неловкого и трогательного человека (а ещё в дискографиях обоих есть «синий» и «зелёный» альбомы) — но теперь что тот, что второй растеряли внушительную часть своего обаяния и все резоны выпускать новую музыку, кроме очевидного: оба в расцвете сил. К их чести, мужчины не сдаются: Покровский этой осенью скромно, но с шиком засветился в ремейке «Хару Мамбуру» для рекламы мобильного оператора, второй чуть раньше прогремел с кавером на главную песню группы Toto. Теперь на это можно ещё и посмотреть: за Куомо отдувается культовый пародист Странный Эл Янкович, умудряющийся выдать ещё и пасхалку фанатам русского рока (на отметке 2:50 — и на скриншоте — в буквальном смысле происходит косплей группы «Ноль»).
The Bevis Frond — We're Your Friends, Man
Оправдывая примеры выше, можно сказать, что красиво постареть — вообще задача архисложная. У великой (пусть и малоизвестной) британской рок-группы пока получается: Ник Саломан прямо сейчас мог бы выйти на пенсию хоть по нынешнему пенсионному законодательству, хоть по грядущему, но по-прежнему молод душой: три года назад The Bevis Frond выпустили отличный психоделический альбом, где Саломан на равных говорил с великими и по традиции было немыслимое количество песен. На новом, выходящем в декабре, будет и того больше: 20 треков, девяносто минут звучания (в том числе финальный трек почти на четверть часа!), да ещё не самая эстетически приятная на свете обложка. Зато по-прежнему милейшие песни в мире.