Найти тему
Илья Лысенко

Хорошо зарабатывать трудно. И вот почему!

Рубрика "ПСИХОЛОГИЯ И 💰". Пост №10

Сегодня мне позвонил клиент, бывший у меня на консультации по финансам. Звонил за небольшим советом. Мы решили все за полчаса, но у меня запустилась саморефлексия, и я написал по этому поводу статью.

Сам я начал прилично зарабатывать в 2006г., еще учась в магистратуре. Почти случайно. Искал работу на джоб.ру, нашел вакансию по специальности и за один день, пройдя карусель из 4-х собеседований, устроился на западное предприятие экономистом на тогда бешеные 30 т.р. Дальше был ряд мелких повышений, доходы мои быстро росли, я купил машину, много тусил и путешествовал. Потом уволился, новая работа, новые достижения. Пролетели 11 лет в финансах и, вдруг, я понял , что последние 6 лет мои доходы вообще не росли, хотя опыт в финансах постоянно копился, и даже должность руководящую занял.

Как-то это ненормально, подумал я, и захотел разобраться почему. Причина, как обычно, не одна: тут и кризис с урезанием окладов; и я привередой стал (например, табачным и алкогольным бизнесом я решил пренебречь, хотя там платят больше всего); и ощущение, что финансы не моё (и следственно, низкая мотивация); и страх ответственности. Но было и еще одно, что-то ускользающее. Позже я назвал его Дядя Ваня. Это такая моя установка, что быть богатым неприлично и постыдно.

Дядя Ваня реальный персонаж, он вообщем мой дядя. До сих пор жив и живет в глубинке. В детстве я его очень уважал за то, что он не пил, работал в собесе и лечил народ гипнозом (до сих пор помню, как он загипнотизировал моего двоюродного брата :)). Зла я на него не держу, и раз в год мы созваниваемся, а когда видимся, тепло обнимаемся.

Но история вот о чем. Было мне лет 8-9, то есть начало 90-х. Сидели мы с дядей Ваней на рыбалке на озерце в деревне. И вот спросил он меня, чем моя мама занимается. А мама моя в эти лихие (а на самом деле ужасные и тревожные) девяностые занималась торговлей, создала с друзьями кооператив и открыла банальный продуктовый магазин. И в самые кризисные годы она кормила всю нашу семью. Низкий поклон маме. Но дядя Ваня быстро мне "объяснил", что торговля это плохо и мама твоя ничего на самом деле не производит, а просто так сказать барыжит, а настоящий труд это в поле и на фабрике, когда продукт новый в итоге создается. А как же вы, возмутился я, вы то ведь не заводе и не в поле! А я, говорит, в собесе работаю, людям помогаю и не ради денег тружусь, а мама твоя наоборот, ничего для людей не создает, только деньги гребёт.

Смятению моему не было края. Я не знал, что противопоставить такому авторитету и за маму так стыдно стало. Я вроде и хотел возразить, но не знал что. Его аргументы мне показались железными и неоспоримыми, а коммерция, бизнес, предпринимательство, и, главное, стремление хорошо зарабатывать стали порочными и греховными. А Дядя Ваня как жил, так и живет очень скромно: покосившийся дом, жигули 30-ти летней выдержки, пенсия и огородик. И про людей с уровнем жизни выше дяди Ваниного (он то нормальный, как все! из народа) мне по умолчанию хотелось сказать: «Как вам не стыдно! Вы зажрались!»

В психологии это называется интроект. Когда мы берем чьи-то слова, мнения, понятия и вставляем в свою личность без осмысления, анализа и отбора "моё - не моё".

Вот с этим интроектом я жил большую часть жизни, и он определял многие мои выборы. Например, когда я присматривал себе новую профессию взамен финансам, я перебирал те, которые как бы одобрил бы дядя Ваня, то есть с невысоким социальным статусом и заработком, а именно: ремонтник обуви, ветеринар (конечно же, полубедный ветеринар :)), преподаватель танцев (я считал, что они все нищенствуют), психолог (но не успешный, а жертвенник-помогун, работающий полубесплатно).

И когда я прилично зарабатывал в финансах, я считал эти деньги как раз неприличными. И искал предлоги, чтобы избавиться от них: от жертвования на благотворительность до анонимного дарения путевок друзьям, больше всех скидывался на лечение и похороны близким и знакомым. Мне было стыдно за мои доходы, внутри я считал себя жирующим котярой. И то, что я зарабатывал не было тем, на что претендовал, это скорее то, что мне предлагали и я соглашался брать.

И вот однажды я начал встречаться с этим Дядей Ваней на личной терапии. Не физически, конечно, а с его образом, живущем во мне и говорящим, что и как хорошо и плохо в части денег и труда. Поэтому, когда я пишу Дядя Ваня с большой буквы, я имею ввиду его образ в себе, а с маленькой - моего родного реального дядю Ваню. Последнего-то я люблю, а первого вот уже не очень, ибо мешает он мне успешным по жизни быть. В этой связи на терапии я как-то делал символический ритуал прощанья с Дядей Ваней, как одной из своих нежелательных субличностей. Это была такая медитативная практика, где на одном из этапов я проговаривал все то, что он "говорит" мне и очень быстро мое лицо, мои губы стали похожи на лицо дяди Вани. Офигенный был опыт.

Думаю, что это история не только про меня. Люди, которые приходят ко мне на консультации, охотней интересуются тем, как проконтролировать то, что есть, и оптимизировать траты, но хуже откликаются на тот, факт, что иногда эффективней подумать о том, как повысить свой доход. Это вызывает и сильную тревогу, и большое сопротивление. Ведь это может вступать в конфликт с идеальными представлениями о себе (Дядя Ваня-то это идеал!). Эти представления у каждого свои, они уникальны, но часто сковывают нас в чем-либо по жизни, в том числе и в уровне своих притязаний.

Хорошая новость в том, что со своим внутренним Дядей Ваней можно договориться. Вопрос только в том, есть ли конфликт, и готовы ли Вы с ним встретиться.

#интроект #psyway#психологияиденьги#личныефинансы#домашнийбюджет#личныйбюджет#психологлысенко#семейныйбюджет#психологспб

Лысенко Илья, Психолог-психотерапевт, Консультант по личным и семейным финансам, ведущий групп и тренингов
Ilya.lysenko@gmail.com
https://vk.com/psy_lysenko
+79111599132