Земфира Рамазанова на прошлой неделе представила первый за пять лет альбом. Это сингл «Джозеф» на отрывки из стихотворений Иосифа Бродского «Новые стансы к Августе» и «Румянцевой победам». Как сообщает портал mkset.ru, над записью работал Mujuice — музыкант, с которым Земфира сотрудничает не первый раз. Обложку сингла оформили известный российский дизайнер Гоша Рубчинский и близкая подруга Земфиры режиссер Рената Литвинова. Наш постоянный автор — руководитель группы OYME Ежевика Спиркина — рассказала о своих ощущениях от новинки и опросила несколько московских специалистов, а Патя Амирбекова — местных.
— Есть песни, которые не заходят с первого раза.
На то и дан вдумчивый ум человеку и природное любопытство — послушать еще раз. Казалось, так естественно и просто.
21 век разучился вслушиваться. Кажется. Мы нажимаем на трек, слушаем пять секунд и… А дальше: да или нет. Ради этих пяти секунд музыкант провел не одну бессонную ночь на студии звукозаписи. Кстати. Задумались?
Хорошо, если у артиста есть преданные фанаты, которые дойдут до финала трека автоматически.
Приходила ли вам мысль, какая открывается сногсшибательная возможность у победителей, у звезд? Свобода. Свобода выбора. Творчества. А оно безгранично. Как Вселенная.
Правда, есть объективные профессионалы — практикующие музыканты. Беспристрастные, ироничные и… скромные. Поди их еще разыщи!
И меня может не так колбасить от новых треков, — знаете ли, звезды не сошлись: кто-то наложил в душу или в шаурму не доложили. Однако ничто не заменит этого ощущения простора и надежды, когда ты чувствуешь в музыке — преградам, стереотипам, ожиданиям нет и еще раз нет. А еще, когда музыка встряхивает и будоражит в тебе — воспоминания, состояния, мечту… Это высшее предназначение, пусть и в разгромленной критиками, пирамиде Маслоу. Но мы-то с вами уже в курсе, что критик тоже может захотеть шаурму. И тоже с мясом. А ближайший ларек закрыл Роспотребнадзор. И критику не доложили.
Позвольте не накладывать окружающим в душу.
Тем более, мы с вами теперь знаем, очевидно, неочевидное — есть песни, которые не заходят с первого раза, а вторая попытка через час оказывается 15-й и поставленной на repeat.
Тсс!.. Тихо, вдруг кто-то услышит и отберет дар — слушать не только себя.
И да. Новых Земфир не бывает. Есть люди, которые в постоянном движении, даже находясь в квартире, у себя дома.
Вслушиваться в нюансы — признак зрелого музыканта и свободного человека. Свободного от предрассудков и мнения смертных, возомнивших/посчитавших себя вершителями судеб.
Я – всего лишь музыкант, и, вероятно, поэтому никогда не стану музыкальным критиком.
— Земфира априори профессиональный человек. Она плохо делать не может. Кому-то нравится, кому-то не нравится — человек делает/относится с отношением искренним к тому, что делает, а не на потребу публике. Это самое главное. Поэтому лично мое отношение «нравится — не нравится» — мне скорее нравится, чем не нравится. Сказать, что я в восторге, — не в восторге. Скорее нравится.
— А слова Бродского в песне нравятся?
– Мне вообще Бродский нравится. В принципе.
— А как Земфира передала состояние/смысл этих стихов? Бывает, что музыка подчеркивает то, о чем хотел сказать поэт. Это же возможно музыкой передать?
— Подчеркнула, почему нет? Насколько могла, насколько в ее понимании этих стихов, что вот в таком музыкальном ракурсе должно сопровождаться — так она и делает. А что? А как по-другому?
— Нет, я всего лишь спрашиваю…
— А я всего лишь тебе отвечаю.
— А вот ты читал эти стихи?
— Да.
— Насколько близко прочтение Земфирой этих стихов твоим ощущениям? Вот в твоем понимании?
– В моем да, близко.
Обложка сингла «Джозеф».
— Слушай, а какой альбом она записывала здесь?
— Как-то медленно перешли на ты (смеется). «14 недель тишины».
— А «Лондон» вошла песня? Извини, я не настолько фанат артистов. Сама музыкант. Музыкант музыканта любит слегка.
— Нет.
— А что там за история с английским альбомом, оказавшимся русским? Земфира вроде бы говорила, что сделали его в Лондоне?
— Не надо притягивать за уши то, что она якобы что-то сказала.
Был забавный случай, когда в рецензии на «14 недель тишины» один журналист, — было смешно, когда мы это прочитали, — написал, что вот Земфира записала и свела альбом в Лондоне и сразу чувствуется английское звучание, особенно по последней песне. А эта песня была от первой до последней ноты записана здесь (на студии звукозаписи В. Осинского, Москва. — «МД»). Журналист написал с апломбом: сразу чувствуется английский фирменный звук.
Поэтому судьи кто? Здесь музыка — вещь такая пристрастная: кому-то нравится, кому-то не нравится. Кто-то может ошибаться, кто-то, как говорится, покрывать пеленой красоты то или иное произведение, хотя это произведение может являться или не являться красотой. Это очень индивидуальная тема.
Альбом есть на студии, если так тебе интересно. Там, где я сижу. Где диски стоят, в левом ряду внизу.
Иду. Беру в руки альбом. Нахожу родные имена. Барабаны: Игорь Джавад-Заде. Владимир Осинский, Николай Орса, Леонид Воробьев. Глаза настойчиво ищут название Keepers.
— А что это за студия «Кладбище подземных журавлей»?
— Это я так назвал нашу студию, потому что так мы с Джавадом называли крыс — «подземные журавли», которые приходили к нам на студию и умирали…
— Круто.
СПРАВКА
«14 недель тишины» — третий альбом Земфиры. Релиз — 1 апреля 2002 года. Работа над альбомом велась в Лондоне (Sphere Studios) и в Москве. Трекинг пяти песен сделан на студии звукозаписи Keepers (студии В. Осинского).
В одном из интервью Земфира рассказывала, что любимой песней, записанной для альбома, стал бонус-трек «Мечтой». Песня посвящена памяти Курта Кобейна, солиста группы «Нирвана».
— Для меня Земфира закончилась на «14 недель тишины» — так случилось, что после этого альбома все последующие ее работы были уже скучны. Меня потом часто пытались убедить, что Земфира делает новый саунд, который не делает никто. Но мнение поклонников, обычно никуда не шагающих дальше своего кумира и мало интересующихся тем, что делают остальные, к сожалению, не является основополагающим и правильным. Нового саунда в треке «Джозеф» я не услышал, наоборот, какой-то отсыл в прошлое. Сам трек нудный, скучный, депрессивный, местами с Арбенинскими интонациями. Mujuice верен себе в этом треке, оставаясь в андеграунде — музыкой для тех, кто так и не решился на самоубийство, но ходит с этой мыслью всю свою жизнь.
Вадим Пономарев, музыкальный критик:
Подытоживая, «Джозеф» разочаровывает именно вокалом и аранжировкой. Про вокал сказать больше нечего, а вот звук, некогда подававший надежды, Mujuice сделал на уровне школьника с дешевым ноутом. Не зря трек Земфиры сравнивают с Гречкой, — если есть самое унизительное сравнение, то это именно оно. На мой взгляд, Земфира разрушает саму себя, разрушает свою музыку. И это у нее получается гораздо лучше, чем созидание. Земфира еще не творческий покойник, но уже хочется говорить о ней или хорошо, или ничего. Но так не пойдет. Ей придется возвращаться в музыку. И я, наверное, самый большой оптимист, — потому что верю, что у нее это получится.
— Мне звук понравился, потом обратил внимание, что звук делал Mujuice. Он это делает очень качественно. Бродский теряется, Земфира съела Иосифа. Представь, что ты читаешь Бродского у себя в голове и ничего не отвлекает, а здесь Земфира, голос и музыка. В целом хорошо, но Бродский — деталь. И в этом противоречие, все-таки Бродский и все остальное — несопоставимые величины.
— Скорее нет (не удалось передать дух Бродского), чем да. Оттюнинговано, засовременено, отторжения не вызывает. Земфира, бесспорно, ярчайшая, модная, но Бродский — это классика. Возможно, такая интерпретация — новый взгляд на дух Бродского и способ донести его тайны до молодых сердец.
— Мне понравился новый трек Земфиры. Впрочем, я думаю, он понравится всем, кто любит ее, а я ее люблю. Что касается духа Бродского, то, если не вдаваться в дискуссию о том, что есть дух Бродского, тут все сложнее. Но известно, что Бродский не очень любил, это мягко сказано, когда поют песни на его стихи, в частности, можно вспомнить его неприятие исполнения даже в такой уже бардовской (классической) среде песни Евгения Клячкина «Пилигримы». Но интересно, что именно в этой песне, я не знаю, с чем это связано, может, потому, что лайт-версия, странным образом текст звучит как раз не очень отчетливо. Это тоже не совсем верно. В данном треке временами текст даже сложно разобрать. Но с другой стороны, она как бы даже его проборматывает. Почти по-Бродскому.
Отдел art и фактов
Читайте также:
«Надежда русской литературы» — о карнавальном Оксфорде, толерантном Гарварде и хипстерской Махачкале