В годы войны были опробованы многие виды ландшафтных масок, а также макеты техники, главной задачей которых было ввести противника в заблуждение.
Надувные танки появилась в СССР ещё в 30-е годы. Первым макетом стал надувной танк «Т-26». В годы Второй мировой войны надувные «танки» и «самолеты» производились для нужд фронта тысячами. Как пример — во время битвы на Курской дуге, было использовано 800 макетов танков и 200 макетов надувных самолетов.
Доподлинно известно, что в СССР существовал 23-ий отряд специального назначения. В него входили 1100 художников, иллюстраторов, дизайнеров и звукооператоров из художественных школ. Их задачей были не сражения, а создание имитации пребывания большого количества вооруженных сил, боевых единиц техники.
С помощью данного отряда было устроено более 20 операций, во время которых строились фиктивные штабы, надувные танки, рисовались самолеты, артиллерия. Звукооператорами устанавливались усилители, чтобы имитировать шум как при большом скоплении войск. Все это существовало лишь для одной цели — сбить врага с толку.
«Фальшивые города»
Москва
В первые же дни войны комендант Московского Кремля генерал-майор Николай Спиридонов в секретной записке на имя Берии предложил безотлагательно приступить к маскировке Кремля и прилегающих к нему территорий. Выполняя «особое правительственное задание», группа архитекторов и инженеров под руководством академика Бориса Иофана разработала фантастический для того времени проект.
28 чертежей, рисунков, схем, личные пометки архитектора Бориса Иофана, исчерканные, разноцветные, словно из детской раскраски — здания главной резиденции страны. Московский Кремль так превращали в невидимку.
На снабжении практически всех современных армий находится обмундирование, предназначенное для использования непосредственно на поле боя, — полевая форма. У большинства армий мира данная форма имеет камуфлированную окраску. В данном материале приводится обзор основных камуфляжных расцветок, применяемых в настоящее время в различных армиях мира.
Также следует заметить, что в данном материале не рассматриваются темы покроя форменного обмундирования, качественных характеристик ткани и тому подобные вопросы. Предметом рассмотрения выступает исключительно текстурно-цветовая схема, применяемая в камуфляже.
Сразу оговорюсь, что в материале рассматриваются не все, а лишь основные и самые распространенные камуфляжи; также не раскрывается тема камуфляжей 1940-х годов и более ранних камуфляжей (коих существовало довольно много); также не затрагивается тема специальных (например, городских, «охотничьих» или зимних) расцветок, так как охватить весь этот объем в рамках одного материала не представляется возможным в формате статьи.
Основы построения камуфляжной окраски
Камуфляж, или камуфляжная расцветка, служит цели маскировки того объекта, на который она нанесена. Под маскировкой в данном случае понимается снижение контрастной видимости объекта в оптическом диапазоне с целью затруднения идентификации данного объекта.
Для достижения данной цели камуфляж имеет две функции:
1. Деформирующая функция камуфляжа — нарушение целостности восприятия объекта.
2. Имитационная функция камуфляжа — осуществление неотделимости объекта от фона.
Деформирующая функция реализуется в современных камуфляжах в первую очередь за счет разбития силуэта объекта на ряд контрастных цветовых пятен. Имитационная реализуется за счет использования цветовой гаммы, аналогичной той, что характерна для местности, где предполагается использовать камуфляж, а в оптимальном виде — за счет имитации природных объектов (листьев, травы, участков древесной коры, камней и т.д.), характерной для данной местности.
Несколько слов о цветах камуфляжных схем. Существуют два общих требования к цветам, используемым в создании камуфляжей:
1. Цвет должен соответствовать доминирующему/часто встречающемуся цвету на местности, где предполагается использование камуфляжа.
2. Цвет должен быть «неприятным» для глаза человека, взгляд не должен интуитивно останавливаться на предмете такого цвета.
Именно поэтому в камуфляжных окрасках обычно используются неяркие, блёклые светло-коричневые, умеренные серые и темно-зеленые цвета; в то же время, например, салатовый цвет хоть и распространен в природе, но для использования в камуфляже он подходит слабо ввиду своей яркости. Наиболее часто в камуфляже используются следующие цвета: хаки, оливковый, болотный, темно- и светло-коричневый, серый, черный.
Одним из главных способов маскировки и дезинформации противника является создание фиктивных военных баз, на территории которых размещаются макеты настоящей военной техники, начиная от самолетов и заканчивая артиллерийскими орудиями. Но в последние годы идет полемика о принятии на баланс Вооруженных сил РФ специальных пневматических макетов самолетов и бронетехники. Многие указывают на нецелесообразность принятия на баланс войск надувных устройств, которые не могут ввести в заблуждение разведслужбы противника.
Руководство Министерства Обороны РФ продолжает утверждать, что пневматические макеты необходимы для оборудования ложных позиций общевойсковых подразделений, зрительной имитации транспортировки танков на дальние расстояния железнодорожным транспортом и автомобильными тягачами с большегрузными прицепами. Кроме этого, макеты применяются для оборудования ложных зон концентрации самолетов (аэродромов). Эти мероприятия призваны отвлечь внимание противника от реальной, скрытной передислокации авиационных частей с действующих военных аэродромов.
Создатели макетов утверждают, что их изделия не просто являются точной копией реальной военной техники, но и воспроизводят излучение в ближнем инфракрасном, тепловом и радиолокационном диапазоне, аналогичном устройствам ночного видения. В ближайших планах добавится и воспроизведение радиотехнического диапазона. Конечно, за всеми этими утверждениями о технических возможностях так называемой «резиновой» боевой техники ее разработчики забывают упомянуть, что все эти особенности обеспечиваются дополнительными системами и специальными материалами, что является не только сложным, но и дорогим удовольствием за обман противника.
В Министерстве Обороны РФ принято решение об ежегодных поставках на баланс воинских подразделений около 100 макетов реальной военной техники. Уже в ближайшее время общее количество «резиновой» военной техники достигнет 800 единиц. Но в данном случае, прежде всего, удивительно выглядят цены на определенные образцы, так, в частности, макет самолета оценивается в 1,2 миллиона рублей, танк несколько дешевле – 450 тысяч рублей. Неужели это нормальная цена для макета, пускай и с дополнительными особенностями?
Но в данном вопросе существует масса нюансов, и связаны они, прежде всего, с транспортировкой макетов, что должно напоминать передислокацию реальной боевой техники. Как известно, в перевозке военной техники существуют тонкости, о которых прекрасно осведомлены разведывательные центры всех государств.
Казалось, что может быть сложного в организации перевозки макетов военной техники на железнодорожных платформах – грузи и вези. Но не все так просто. Отправка воинского эшелона – сложная задача, это целый комплекс мероприятий, в котором принимают участие большое количество представителей как Министерства Обороны, так и ОАО РЖД. При этом не стоит забывать о том, что у потенциального противника может быть внедрена агентурная сеть как в указанных структурах, так и среди местных жителей. Ведь появление в определенном районе танкового батальона вызовет ряд вопросов у противника. Что за батальон? Место предыдущей дислокации? Каким путем? Общее количество танков? Соответственно погрузить незаметно от противника пневматические танки на платформы железного транспорта – задача довольно непростая и трудновыполнимая. При этом необходимо учесть тот факт, что после всех предыдущих переформирований в ВС «нового облика» осталось крайне ограниченное количество танковых полков и танковых батальонов в отдельных мотострелковых подразделениях, потенциальный противник достаточно хорошо осведомлен о пунктах их постоянной дислокации. Еще одним важным вопросом является особенность перевозки танков железнодорожным транспортом: башня развернута назад на 180 градусов, и пушка застопорена при помощи буксирного троса. Соответственно макет должен быть выполнен с поворотной башней.
Самое сложное мероприятие - это перевозка воздушным транспортом, так как потребует огромного количества выполненных вылетов транспортных самолетов. Одним самолетом, конечно, можно вывезти все сложенные макеты, но ведь необходимо сымитировать перевозку не одного танка, а целого танкового батальона, что как минимум составляет 30 танков. Так что в переводе на денежные средства выйдет крайне дорого.
При перевозке военной техники водным транспортом также имеются явные уязвимые места. Если, например, воинский эшелон, проходящий по западной части страны, может легко потеряться в довольно густой железнодорожной сети, то про водный транспорт чего-либо подобного не скажешь, его путь довольно легко проконтролировать.
Макеты могут, конечно, сыграть свою роль в дезинформации противника, но не более того. Например, в боевых действиях их потребность сводится к нулю. Применить «резиновый» танк в реальном бою не представляется возможным ни в каком варианте, в том числе и отвлекающем. На вооружении современных армий стоит техника, способная различать реальные тепловые сигналы от имитационных.
В общем, особого толка от макетов, даже прекрасно имитирующих реальную военную технику, нет, и очевидно, что все эти разработки ничто иное как обыкновенное надувательство, когда армии продают воздушные шарики, которые в любое время может унести ветер. Но, несмотря на это, Министерство Обороны продолжает заказывать «резиновую» военную технику и утверждать, что это крайне необходимое средство дезинформации противника. А может речь вовсе не в пользе армии, а личной выгоде?