Существует легенда, что учение китайского философа Лао Цзы (5-6 век до н.э.) было записано одним из стражников Великой китайской стены, который пожелал запечатлеть мудрость мыслителя. В некоторых версиях указывается, что через много лет Лао-цзы вернулся, он и стражник уже были старцами. Стражник восторженно встретил мудреца, однако сам мыслитель был разочарован в результатах своих прошлых размышлений. Самая легендарная версия повествует о том, что за стеной Лао Цзы побывал в Индии, где стал наставником самого Шакьямуни - Будды.
Посмотрим на некоторые изречения мыслителя, изложенные в произведении «Дао дэ цзин». Лао Цзы указывает, что все вещи являются следствиями одного начала - единого. Он объясняет возникновение вещей через их противоположность: «Небытие с бытием лишь взаимно рождаются», так же и зло появляется тогда, когда человек узнает, что такое добро. Изначально есть только неразличенное или недифференцированное, из которого рождается конкретное сущее.
К единому нужно возвратиться, однако для этого необходимо следовать пути Дао, который требует от тебя ничто, а именно - недеяние. Он считал что верно поступает тот, кто не стремится к славе и богатству, не является добродетельным или порочным, и вместе с этим не вредит другим. Мудрец «скрывает свой талант» и только благодаря этому оказывается «всех впереди».
Помимо прочего он даёт советы правителю. Мудрый царь должен способствовать тому, чтобы жадность была не в почете, чтобы люди отринули знания и тягу к ним, а знающие - свои желания. В конечном счете, это недеяние способствовало бы порядку и миру в государстве.
Избегать нужно и войн. Они не могут принести радости и победителю, но только горе. Если иного выхода нет, война - допустима, однако мыслитель настаивал, что свою победу не стоит чествовать, ведь она наполнена горечью.
Российский мыслитель Александр Пятигорский в своих лекциях на «Радио Свобода» объяснял, почему деятельность являлась неприемлемой для пути Дао. Может возникнуть ощущение, что даосизм только для «ленивых», однако действие не является злом, но есть проблема в том, что оно причинно-обусловлено, то есть находится в зависимости по отношению к нашим желаниям, страстям, втягивает нас в рутину практики. Зависимая деятельность есть «вульгарность» - «нечистая, невольная».
"Чистое" действие невозможно пока он не перестанет себя отождествлять с желаемым. Человек не просто должен рефлексировать себя в деятельности, но отчуждать себя от неё. Отвержение себя и столкновение с единым (Дао) и есть путь Дао.
Дао - это и путь к небу, нравственный образ жизни. С другой стороны, это высшая реальность, которая не представлена нам в опыте или в эмпирическом мире. Для Лао Цзы превалирует именно духовный мир. Философ пытался установить первую причину, которая стала производным началом для всего сущего: небо, земли, солнца и других вещей.
Примечательно, что в «Дао дэ цзин» также изложено учение Инь-Ян. Борьба воюющих начал может быть обнаружена везде, при этом даже в самом Инь есть своя сторона Ян, а в Ян - Инь. В произведении Лао Цзы Инь и Ян сопряжены с категориями покоя и движения, они являются основой всего сущего, обладая способностью взаимопревращения.
Интересно, что учение о Дао китайского мудреца крайне высоко ценил Лев Толстой. В связи с этим он озаботился первым изданием его изречений на русском языке.
Популярно учение дао изложено в книге американского писателя Бенджамена Хоффа - «Дао Винни-Пуха». Прочитать книгу можно здесь.