Правительство одобрило прогнозы социально-экономического развития на 2019–2021 годы и до 2024 года, а также проект бюджета-2019–2021. Казна станет профицитной.
Премьер даже подчеркнул, что впервые с 2014 года, хотя превышение доходов над расходами случилось уже в этом году. Основные расходы традиционно направят на социальные нужды (предусмотрены даже средства на увеличение пенсий выше инфляции и пособия для безработных предпенсионного возраста), оборону и безопасность. Но будут увеличены и бюджетные инвестиции, прежде всего в инфраструктуру. Главную же сенсацию обеспечило Минэкономразвития. Его глава Максим Орешкин заявил, что темпы роста ВВП к 2024-му достигнут 3,3%, позволив России войти в первую пятерку экономик мира и занять место Германию.
«Предпенсионеры» как главный источник роста
Вхождение России в топ-5 экономик мира, конечно, предлагается обосновать по паритету покупательной способности (ППС), то есть на основе внутренних цен на товары и услуги. Если считать по номинальному курсу рубля к доллару, то до первой пятерки развитых стран идти придется не до 2024 года, а гораздо дольше. Дело в том, что в долларах ВВП России сейчас еле-еле дотягивает до 1,5 трлн долл. А это не шестая строчка, а одиннадцатая.
Но даже по ППС догнать и перегнать Германию будет не так-то просто. Немецкая экономика в 2017 году ускорилась до 2,2%. Рост происходит на протяжении последних 8 лет и продолжится в ближайшее время, может быть, по 2,5% в год.
В России в 2015–2016 годах наблюдалась рецессия. Рост возобновился в прошлом году. Но был малозначительным – 1,5%. В этом году Минэкономразвития прогнозирует увеличение ВВП на 1,8%. В будущем году темпы экономического роста не превысят 1,3%, в 2020-м – 2%.
И только в 2021 году Минэкономразвития по базовому сценарию ожидает плюс 3,1%, в 2022–2023 годах – 3,2% и в 2024-м – 3,3%.
Необходимо отметить, что Банк России более сдержан. У него есть вариант прогноза, по которому возможно возвращение рецессии (подробнее см. стр. 2). А Институт экономики роста им Столыпина вообще считает, что рецессия никуда и не уходила (подробнее см. стр. 4).
При этом надо заметить, что даже 3,3% годовых еще не означает выполнение майского указа президента, в котором поставлена задача обеспечить темпы экономического роста выше среднемировых. Необходимо в этом случае не менее 4%.
Но и 3,3% годовых достичь трудно. Слишком мало для этого стимулов. Например, один из ведущих факторов роста ВВП – внутренний спрос. В России он сейчас растет крайне медленно. Причина – недостаточное прибавление реальных зарплат. В 2019 году они вырастут максимум на 0,8%. Для сравнения: в Германии внутренний спрос стабильно растет на 2% в год.
Однако премьер Медведев делает ставку на экспортно ориентированные и импортозамещающие отрасли: автомобильную промышленность, выпуск станков и производственного оборудования и, естественно, ТЭК. Появились наконец планы по масштабному развитию инфраструктуры. В рамках федерального бюджета будет создан Фонд развития, в котором будут сосредоточены в течение шести лет до 2,3 трлн руб. К тому же на инфраструктурные проекты будет использована и часть средств из Фонда национального благосостояния. В нем к концу 2019 года объем средств достигнет 7,9 трлн руб., а в 2021-м – 14 трлн.
Но особую надежду в Минэкономразвития и во всем кабмине возлагают на существенное изменение демографического фактора. По первоначальным прогнозам, к 2024 году в правительстве ожидали существенного снижения экономически активного населения – на 2 млн человек – из-за низкой рождаемости в 1990-х годах. Утверждалось, что к этому времени число работающих сравняется с числом пенсионеров, почему и стало неизбежным увеличение пенсионного возраста на 5 лет.
Но с учетом этого шага занятых в экономике станет больше, чем ожидалось ранее. По расчетам Минэкономразвития, плюс 300 тыс. работников в 2019 году и 1,8 млн человек к 2024 году. Этот неожиданный прирост рабочей силы, по мнению чиновников, дополнительно увеличит темпы роста ВВП на 1,3%. Кроме того, увеличится и приток легальных трудовых мигрантов.
Получается, что все успехи (причем скромные) в деле прибавления ВВП чуть ли не целиком ляжет на плечи так называемых «предпенсионеров». Инвестиции и новая инфраструктура обеспечат все те же 2% годовых.
Но еще хотя и недалеком, но в будущем. А в будущем году Дмитрий Медведев обещает экономике только адаптационный период для принятых в этом году правительственных решений. Так, увеличение НДС с 18 до 20% вызовет дополнительный рост инфляции на 1,3%, до 4,3%.
Как недоучли внешние факторы
Открывая последнее заседание правительства, премьер Медведев подчеркнул: «Все мы понимаем, что начало этого шестилетнего цикла вряд ли будет простым». При подготовке и прогнозов, и проекта бюджета в расчет пришлось брать как ситуацию на мировых сырьевых и финансовых рынках, так и вероятность расширения торговых войн, протекционизма и санкционного давления. В этих условиях, по мнению Медведева, темпы роста ВВП в этом году не превысят, как уже отмечалось, 1,8%.
Это заявление премьера не может не вызвать недоумения. Когда это теория экономических циклов (обычно рассчитываемая по десятилетиям) стала опираться на президентские сроки Владимира Путина? Почему в правительстве ждут подвохов от внешних факторов только в самое ближайшее время?
Например, цены на нефть, по прогнозу Минэкономразвития, после нынешних высоких значений, когда марка Brent поднималась до 80 долл.за баррель, будут снижаться. К 2024 году средняя цена может упасть до 57,9 долл. за бочку. Многие западные эксперты видят в современных рыночных реалиях симптомы возвращения глобального кризиса 2008 года. А это никак не учитывается в правительственных прогнозах и бюджете.
Потенциальная опасность «расширения торговых войн» уже переросла в их новый, куда как более опасный, чем казалось еще полгода назад, виток. США объявили о введении 10% таможенной пошлины (с 1 января 2019-го 25%) на китайский экспорт в 200 млрд долл. Ранее запретительные ставки коснулись товаров из Поднебесной на сумму в 60 млрд долл. Таким образом, барьеры были поставлены перед половиной китайских поставок в США. Дональд Трамп грозит увеличить тарифы и на оставшуюся половину (китайский экспорт составил в 2017 году 505 млрд долл.). Пекин отвечает той же монетой, но не так масштабно. Американский экспорт в Китай относительно невелик – 129 млрд долл. в прошлом году. Но, по оценкам ОЭСР, китайский ВВП в этом году из-за торговой войны с Америкой уменьшился на 0,3–0,5%. ОЭСР также предупреждает, что из-за торговых войн в будущем году темпы роста среднемирового ВВП также упадут на 0,2%. Падение темпов экономического роста неизбежно отрицательно сказывается на закупках сырья и полуфабрикатов, что в основном на экспорт поставляет Россия.
Наконец, «санкционное давление». Складывается впечатление, что в российском правительстве не в полной мере учитывают опасность ужесточения ограничительных мер в самое ближайшее время. В конце ноября новые санкции США могут полностью запретить российским госбанкам расчеты в долларах. Это нанесет сильный удар по российской финансовой системе. Она не будет «разорвана в клочья», ряд подготовительных мер наподобие вывода российских активов с американского долгового рынка уже сделаны. Но обеспечить экономический рост отечественному банковскому сектору будет крайне сложно. При этом ни в прогнозах, ни в проекте бюджета не обращается внимания, например, на ускоренный переход на расчеты в национальных валютах, особенно в рублях.
Таким образом, реальных планов по нивелированию отрицательных воздействий на российскую экономику внешних факторов у правительства Медведева как не было, так и нет.