Найти тему
ФедералПресс

Самообеспеченная старость. Ждут ли банки притока клиентов из-за пенсионной реформы?

Благонадежные клиенты

Статистика свидетельствует, что спрос на финансовые услуги среди людей старшего возраста растет. С одной стороны, сказывается рост финансовой грамотности в обществе. С другой, увеличивается их потребительская активность. Новые поколения пенсионеров меньше боятся ввязываться в отношения с банками.

По данным, которые предоставило «ФедералПресс» Объединенное кредитное бюро, в первой половине этого года по сравнению с аналогичным периодом 2017-го число новых заемщиков старше 60 лет в России увеличилось почти на 14 % – с 1,55 до 1,75 млн человек. Доля пожилых граждан в общей массе заемщиков выросла с 14,2 % до 15 %. Увеличился и средний размер кредита – с 99 до 107 тысяч рублей.

Прирост новых заемщиков обеспечен в основном увеличением числа кредитных карт, выданных пенсионерам. Гражданам в возрасте 60+ выдается в 1,7 раза больше карт, чем в прошлом году (593,3 тысячи против 351,7 тысячи карт в первом полугодии 2017-го).

Ситуация с кредитованием старшего поколения во многом повторяет общую тенденцию в потребительском кредитовании. С другой стороны, это связано со сменой поколений, сказал «ФедералПресс» исполнительный директор банка «РенессансКредит» Дмитрий Курганов: «Если ранее пенсионеры в основном размещали свои накопления на вкладах или получали пенсии, то сейчас они стали чаще оформлять кредиты и кредитные карты. Банки же, в свою очередь, предлагают этой категории граждан более привлекательные условия, поскольку кредитные риски в данном случае ниже».

Пенсионеров можно назвать благонадежными клиентами: они берут небольшие кредиты и имеют хорошую платежную дисциплину, у них есть гарантированный источник дохода. «Кроме того, финансовая грамотность этой категории населения за последние несколько лет существенно выросла. Люди более старшего возраста не хотят отставать от своих детей и внуков и активно осваивают современные гаджеты и интернет, что позволяет им быть более осведомленными и иметь представление о том, что происходит в различных сферах, в том числе и банковской. Поэтому многие банки расширяют свои линейки за счет продуктов, которые ориентированы на людей пенсионного возраста и предлагаются на специальных условиях», – сказал Курганов.

Реформа подогреет спрос?

Повлияет ли как-то пенсионная реформа на спрос старшего поколения на банковские услуги или нет, однозначно сказать нельзя. Начальник отдела по работе с клиентами ИК «Церих Кэпитал Менеджмент» Сергей Королев разделяет мнение о том, что повышение пенсионного возраста только стимулирует граждан обращаться к банкам и другим финансовым институтам.

«Конечно, интерес и активность людей предпенсионного возраста к банковским продуктам повысится, так как выход на пенсию переносится на пять лет. Любой человек объективно понимает, что лучше начинать откладывать как можно скорее, а с учетом смещения сроков получения пенсионных выплат терять время никто не захочет», – сказал «ФедералПресс» Королев.

Эксперт полагает, что банки рано или поздно должны будут отреагировать на эту тенденцию: «Поток клиентов создаст тренд, который банки не смогут игнорировать и, конечно, начнут поддерживать продуктовой линейкой. И это уже происходит – индивидуальный инвестиционный счет, народные облигации федерального займа тому хороший пример».

В свою очередь, доцент кафедры «Финансовые рынки» РЭУ имени Плеханова Лазарь Бадалов полагает, что никакого всплеска интереса к банковским услугам у предпенсионеров ожидать не стоит.

«Скорее всего банки расширят возрастной период предоставления кредитов населению. Сейчас максимальный срок действия кредитов ограничен пенсионным возрастом граждан. С увеличением пенсионного возраста увеличатся и сроки кредитования. На этом изменение продуктовой линейки банков из-за увеличения пенсионного возраста остановится. Дело в том, что предпенсионеры и сейчас не проявляют высокого спроса на банковские услуги в связи с предстоящим выходом на пенсию. Вряд ли после увеличения пенсионного возраста у населения появится потребность в новых банковских продуктах», – сказал Бадалов «ФедералПресс».

Что говорят банки

О своем желании как-то подстроиться под меняющиеся условия пока заявлял только Сбербанк. Его глава Герман Греф в интервью телеканалу «Россия 1» сказал, что главный банк страны думает над особыми условиями рассрочки для пенсионеров на товары длительного пользования. «Мы будем создавать продукты со скидками для людей старшего возраста и будем привлекать к этим продуктам других наших партнеров», – сказал Греф, рассказывая о кредитовании.

В другом крупнейшем госбанке, ВТБ на вопросы о возможных изменениях услуг для пенсионеров «ФедералПресс» ответить не успели. В «Россельхозбанке» промолчали. В банке «Открытие» рассказали, что у них уже есть пакет услуг, который они предлагают пенсионерам. Свои планы на будущее в организации не раскрыли.

В частных банках, откуда «ФедералПресс» удалось получить ответ, не планируют расширять спектр услуг для пенсионеров. Нынешние программы привлечения клиентов старшего поколения там считают достаточными. Запускать какие-то отдельные продукты для предпенсионеров в банках пока тоже не намерены.

«Стоит отметить, что старшее поколение клиентов активно интересуется современными технологиями, пользуется мобильными сервисами банка. Поэтому не исключено, что в дальнейшем в банке могут появиться дистанционные услуги и продукты специально для клиентов пенсионного возраста. За первое полугодие 2018 года количество активных клиентов в мобильном банке увеличилось по сравнению с прошлым годом. Пользователей в возрасте 50-59 стало больше на 32 %, а клиентов старше 60 лет – на 27 %».