Дэвид Городянский с партнером Юджином Малобродским основали AnchorFree в 2005 году. Сейчас у компании 600 млн пользователей, а буквально в начале сентября компания анонсировала новый раунд инвестиций в размере $295 млн. Елизавета Осетинская в рамках своего проекта «Русские норм!» взяла у Городянского большое интервью, а мы выбрали главные цитаты из него.
Про историю создания AnchorFree
Мы хотели создать что-то, что повлияет на миллиард людей. Мы не знали, как это будем делать, понятия не имели. Мы были студенты, которые постоянно работали, из разных кафе, пользовались вайфаем, понимали, что вайфай незащищенный. Мы хотели сделать вайфай защищенным и бесплатным.
Про цели предпринимателей
До сих пор, когда я встречаю молодых предпринимателей, мой первый вопрос, когда они рассказывают про свой бизнес-план: «Зачем вы это делаете?». И если ответ такой: «[мы делаем,] что реально важно для мира, что может решить проблему миллиардов людей», — то это круто. И, может, получится, может, не получится, но, по крайней мере, понятно зачем. [А бывает, что] ты смотришь и думаешь: этот человек потратит 5–10 лет своей жизни (скорее, 10 или больше) на то, что не важно ни для кого. А шансы успеха такие же, как если бы он делал то, что реально важно.
Про бесполезные компании
Мой самый популярный пример ненужной компании, это компания Zynga, которая вышла в паблик, была очень успешна, но потом пошла вниз. Она продавала виртуальные фермы – можно было купить виртуальную козу или корову. Прибыльные они или неприбыльные, но они делают такую хрень неважную!
Про первые крупные инвестиции и дождь
У меня тогда была очень старая машина — Pontiac (когда шел дождь, у меня крыша протекала). Я ехал от юристов с чеком на $6 млн в Silicon Valley Bank, чтобы этот чек положить. Шел дождь, на меня капало через крышу, и я думал, как бы эти $6 млн не промочить. То есть как бы чек не промок.
Про романтизм предпринимательства
На самом деле я думаю, что многие люди романтизируют предпринимательство. Люди думают: о, круто, чуваки сделали YouTube, продали за полтора миллиарда за два года, замечательно, я тоже могу. Они не понимают, что это такое. На самом деле это очень трудно: из ничего ты должен сделать что-то. Кому-то просто везет, но таких меньше 1%. Большинство — это очень много трудной работы, и ты должен настолько верить, что всю свою остальную жизнь ты должен поставить как бы на задний план.
Про неожиданный успех и новую нишу
Как-то вечером мы ушли из офиса домой. На тот момент наши пользователи были в основном здесь в Америке. А утром пришли и увидели у нас на серверах миллион новых пользователей из Египта. Мы не понимали, откуда они взялись и что это вообще. Оказалось, что Египет заблокировал доступ к социальным сетям, к Facebook и другим. И пользователи в Египте поняли сами, без нас, что они могут использовать наше приложение для свободного доступа к Facebook, к Twitter и так далее. Мы на это посмотрели и подумали: «О! Это очень круто. Мы можем людям давать не только защищенный доступ, но можем давать и свободу доступа». Мы подумали, что это та миллиардная идея, которая нужна.
Про финансовые сложности
Мы выучили урок: не стоит жить на деньги инвесторов, а стоит быть прибыльными. Первое, что мы сделали, — уволили всех людей в sales. У нас была куча сэйлз-пипл, которые ничего не продавали. Мы всех уволили, весь отдел. Сфокусировались на инженерах. И наши инженеры стали строить продукт, который сам стал продаваться пользователям, без всяких продавцов. Мы значительно срезали наши затраты, уволив всех людей в сфере продаж и оставив только инженеров.
Про бизнес-консультантов
Были разные консультанты, люди, которые хотели, чтобы мы им платили за советы, куча бесполезных людей, и я их всех убрал. Предпринимателям всегда говорю: если кто-то хочет давать тебе советы, он должен инвестировать в твою компанию.
Про общий вклад в компанию
У нас у каждого человека, даже у секретарши, есть акции. Мы с самого начала хотели, чтобы каждый человек чувствовал, что это его компания. Не наша компания, а их компания.
Про блокировку Telegram в России
Во время блокировок Telegram мы первый раз увидели всплеск в России. Тысячи людей начали скачивать нас, чтобы получить доступ к Telegram. Интересная история по этому поводу. [Когда заблокировали Telegram,] я захожу в офис, иду к инженерам, спрашиваю: что делаете? Да вот, говорят, пытаемся бороться с Россией, чтобы Telegram разблокировать. «Ребята, — говорю, — вы не боретесь с Россией, вы боретесь за Россию. Когда вы разблокируете Telegram, вы даете россиянам свободный доступ к Telegram». Для меня это не политическое, к политике не относится. Есть вещи, которые справедливы, а есть [вещи, которые] несправедливы. Для меня свободный доступ к информации — это вещь, которая справедлива и правильна.
Про Facebook и покупку данных
Одна вещь, о которой никто прессе не говорит, — это то, что Facebook не только продает наши данные, но еще и покупает. Вот что страшно. Ты какие-то свои данные даешь Facebook — хорошо. Но есть другие вещи, которые ты ищешь в Google или что-то еще делаешь, и эти данные ты никогда им не давал. Они их покупают и совмещают с твоим профилем. И эта покупка данных не менее страшна, чем продажа данных. Они собирают все больше информации, даже ту информацию, которую ты им никогда не давал.
Про созидание
Предприниматель представляет мир не таким, какой он есть, а таким, каким он должен быть. Я бы хотел, чтобы в России больше людей думали о том, как строить, а не как демагогию разводить.
Про любовь к стране
В России самые душевные люди, каких я знаю, и поэтому я люблю Россию. Я родился в Москве, вырос в Калифорнии, люблю Америку, люблю Калифорнию. Для меня это нормально. Ненормально, когда люди приезжают из России и не любят свою страну, это очень странно.
Про независимые суды
Даже если люди в стране [США - примечание] теряли веру в свое правительство, они всегда верили в судебную систему, в независимый суд. Была куча моментов, когда они ненавидели президента, кого-то еще, но они всегда верили, что есть независимый закон, независимый суд. Я в это очень поверил, мне кажется, что так и есть. Я хотел бы, чтобы в России были независимые суды.
Полную расшифровку интервью можно прочитать на сайте The Bell.
А еще почитайте большую статью в «Секрете фирмы» про AnchorFree.