Найти тему
LEDOCHEL

Взрывная операция

Оглавление

В сентябре 1986 года в госпитале Душанбе бригада врачей в спец. костюмах провела уникальную операцию. Из тела раненого солдата-афганца нужно было достать гранату на боевом взводе. Каждый из врачей понимал, что любое неосторожное или нелепое движение может стать причиной взрыва. Рискуя не только жизнью оперируемого, но и своими, врачи изъяли из тела солдата гранату. До этого момента (по крайней мере, официальных сведений зафиксировано не было). Оперировал хирург Воробьев Юрий Алексеевич. За исходом этого события следило даже высшее руководство в Москве.

На больничной койке оказался солдат Виталий Грабовенко. При выполнении боевого задания рядовой получил множественные осколочные и слепое ранение в область правого подреберья. В пылу сражения он понял, что в него попал снаряд, и даже успел об этом сказать ребятам, которые оказывали ему первую помощь. Однако его слова приняли за помутнение рассудка и прилетевшим бортом срочно отправили в госпиталь.

На рентгенограмме грудной клетки тени инородного тела не обнаружили. Дежурными хирургами была проведена первичная хирургическая обработка — иссечение раны и ее дренирование, наложена асептическая повязка, введены антибиотики.

Виталий заподозрил неладное уже на следующий день: отек вокруг раны значительно увеличивался, а рука практически не шевелилась. Была произведена повторная рентгенограмма груди с захватом правого плечевого сустава, на котором обнаружили тень металлической плотности в форме прямоугольника одиннадцать на три сантиметра, а над ней — другая поменьше. Снимок решено было показать военным: вначале гранатометчику, затем саперу, которые проходили лечение в госпитале. Оба заявили, что в теле бойца – граната. И она на боевом взводе, так что взрыв может произойти от любого случайного движения. Удаление взрывоопасного снаряда из теланевольно превратилось из хирургического мероприятия в саперно–хирургическое.

-2

Как же такое произошло с Виталием? В момент снаряжения ленты гранатомета в коробку попала душманская пуля и «выбросила» гранату на солдата. Она рикошетом вошла под покров мягких тканей, где и застряла между ребрами и грудной мышцей.

Во время консилиума было решено, что операцию должен провести заведующий госпиталем Воробьев Юрий Алексеевич. О ситуации уже было доложено высшему руководству, и действовать нужно было немедленно. Ассистировать вызвался Александр Дорохин, анестезию должен был провести Владимир Моисейкин. Подготовку к операции провели с максимальной быстротой. Виталия Грабовенко перевели в отдельную палату, медсестры стали приходить к нему на процедуры только в бронежилетах. Для врачей решили позаимствовать защитные костюмы у сапёров, их вес был более 40 кг (события проходили в 40-градусную жару). На заводе изготовили и специальные инструменты, которыми получилось бы достать гранату. Зажим по форме напоминал эфес шпаги, так защитили руку хирурга от возможных осколков.

-3

Операция началась точно в назначенное время. У операционного стола тишина. Ни одного слова, не касающегося дела. Все напряженны. Готовность номер один у дублеров хирургической бригады. Первым к работе приступает анестезиолог Владимир Иванович Моисейкин. Все идет по плану. Раненый введен в наркоз. Анестезиолог выходит из зала. К столу подходят хирург и ассистент. Движения их размеренны, четки и неторопливы. Хирург и ассистент обмениваются взглядом, давая друг другу понять, что все идет нормально. Аккуратно обрабатывается операционное поле — неосторожное движение руки чревато бедой.

Операция прошла успешно, все сработали точно и без малейшего промаха. Анестезиолог подобрал правильную дозировку, чтобы пациент не сделал ни одного движения, хирург с точностью сапера достал смертоносную гранату. Прибывшие на место специалисты ее обезвредили.