Когда на свет появляется одно неправильно составленное ТЗ — в мире плачет один дизайнер.
BIZZON поговорил с Евгенией Михеевой, дизайнером с 10-летним стажем. За это время она прошла через огонь, воду, миллиарды медных правок, из рук вон плохих ТЗ и, наконец, вывела рецепт идеального.
О РАСШИФРОВКЕ ТЕРМИНА
Загадочные буквы ТЗ — всего лишь техническое задание.
В Википедии есть сложное объяснение термина, но я его упрощу. ТЗ — ответы заказчика на предполагаемые вопросы дизайнера, которые необходимы для выполнения работы. И желательно, чтобы они были в письменном виде!
Если говорить абстрактно — это некий путь, который ведет меня прямо к цели.
А если проще: без ТЗ результат — ХЗ.
О ТОМ, ЗАЧЕМ ТЗ ДИЗАЙНЕРУ
Если провести аналогию с автонавигатором: грамотное ТЗ помогает найти самый быстрый, удобный и экономичный путь. С ним я «еду» с удовольствием, не плутаю и никогда не сверну в тупик.
Зачем оно нужно? Чтобы облегчить всем жизнь. И обязательно — чтобы на бумаге зафиксировать то, что заказчик с дизайнером достигли понимания.
Кстати, иногда значимость ТЗ недооценивают и сами дизайнеры, особенно начинающие и самолюбивые.
Типичная ситуация: дизайнер думает: «ТЗ? Пф, я и без него справлюсь, это же творческий процесс!»
Еще одна: клиент говорит: «Сделай красиво и чтобы заявки на сайт пошли. Я доверяю твоему видению, ты же спец!». А дизайнер ему: «Да без проблем, беру в работу».
Исход, как правило, плачевный: впустую потраченные усилия, время и нервы. Нередко приходится не просто вносить кучу правок, а полностью переделывать заказ — если клиент не сбежит еще раньше.
О ТОМ, ЗАЧЕМ ТЗ ЗАКАЗЧИКУ
Многие клиенты боятся составления технических заданий как огня. В таких случаях, перед дизайнером стоит важная задача — объяснить заказчику, что это не ад, через который нужно пройти. И что это важно в первую очередь для него самого.
Грубо говоря, грамотное ТЗ — это лист «хотелок» заказчика. Такая формулировка кому угодно понравится. И вовсе не обязательно разбираться в технических тонкостях, терминах и, тем более, составлять специальную форму.
О ВАЖНОСТИ ЧЕТКИХ ФОРМУЛИРОВОК
Дизайнер — исполнитель конкретной задачи, а только потом творец. Ему нужны цифры, тексты, изображения, идеи. Всю эту информацию он облекает в визуал. Он может сделать это криво-косо, может средненько, может шедеврально, но конечный результат все равно зависит от того, как четко вы ему сформулируете свои желания.
Помогите ему понять себя. Дайте внутряки, документы, имиджевые материалы и распишите особенности сферы. Дизайнер — человек со стороны, и он просто не может знать все обо всем.
Особенно легко это сделать владельцам бизнеса или маркетологам, которые плотно с ним работают. Чуть сложнее посредникам, менеджерам проекта — им придется собрать ценную информацию из первых рук и, не потеряв ни крупицы, передать дизайнеру.
Кстати, не бойтесь говорить все, что думаете: даже самые, казалось бы, бредовые идеи могут помочь.
О ТОМ, ЧТО ОБЯЗАТЕЛЬНО ДОЛЖНО БЫТЬ В ТЗ
1. Предмет
Что делаем: открытка, логотип, визитка, баннер на сайт, инфографика для цифровой презентации, графика в соцсети.
Сразу — коротко и ясно.
2. Целевая аудитория
Для кого делаем: женщины старше 35 лет, с доходом выше среднего
Чем подробнее — тем лучше. Вряд ли успешную бизнесвумен сильно зацепит дизайн с мультяшными героями, а вот детей или их мам — вполне.
3. Формат
Куда делаем: в Фейсбук, на лендинг, в журнал, вывеску для наружной рекламы.
Важно сразу прописать размер. Обязательно поясните, где ширина, а где высота — указываете в зависимости от объекта.
4. Ассоциации
Какие чувства должны возникать: желание купить, попробовать, потрогать, нажать на кнопку, ностальгия, гнев, радость.
С чем должно быть связано: детством, отношениями, новейшими технологиями, экологичностью, движением вверх, скоростью.
Помните, что все люди разные и их ассоциации — тоже.
5. Цвета
Как должно выглядеть: в идеале писать не просто «розовый» с «беленьким», а сочетание #ff7caa и #f6f4f5.
В мире десятки оттенков розового и белого и столько же — их восприятий. Для кого-то зеленый — это цвет солдатской формы, а вовсе не свежескошенной травы.
Полезные ресурсы:
Цвета HTML.
In Color Balance.
Генератор цветовых схем.
6. Шрифты и текст
Аналогично: если у вас есть фирменный шрифт — обязательно прикрепите этот файл к ТЗ. Дизайнер не знает шрифты по имени-отчеству. И даже если он найдет тот самый, тот самый может оказаться платным. Так что сжальтесь над дизайнером и не тратьте его (и свое) время на поиски.
Если фирменного шрифта нет — найдите понравившийся или подробно распишите дизайнеру свои пожелания. Желательно опять же с ассоциациями, которые вы бы хотели, чтоб шрифт вызывал.
Если на графике будет текст — предоставьте и его, предварительно вычитав и исправив ошибки. Даже одна запятая может исказить смысл и «казнить нельзя помиловать» из детского мультика перейдет в реальность.
Полезные ресурсы:
Библиотека шрифтов
Поиск шрифта
7. Дополнительные материалы
Что может помочь: гайдлайны, элементы фирменного стиля, логотипы, правила размещения, каталог продукции.
У крупных брендов есть устойчивые требования к дизайну. Позаботьтесь о том, чтобы предоставить все файлы и документы.
8. Референсы
Что нравится и нет: классный сайт, визитка любимого магазина, графика глобального бренда, лого конкурентов.
Предоставьте примеры понравившихся стилей, дизайнов, посылов. И тех, которые вам категорически не нравятся тоже. Это поможет дизайнеру понять, в каком направлении двигаться, а куда сворачивать точно не стоит.
Поймите, что это не плагиат и не копипаст — хороший дизайнер ни за что не сделает точь-в-точь, как у других.
9. Сроки
Когда сдать: реальные сроки + время на правки.
Хуже фразы «дедлайн — вчера» мир еще не придумал. Закладывайте адекватное время на выполнение задачи. В зависимости от формата работы прикиньте, сколько дней понадобится на рассмотрение первоначального макета, внесение правок и, например, сдачу в типографию.
О ТОМ, КАК НЕ НАДО ДЕЛАТЬ
- Заваливать собеседника кучей сообщений — дурной тон. Отвратительный тон — присылать ТЗ по кусочкам, в 30−40 письмах. И такое бывает!
Напишите подробное техническое задание и отправьте одним письмом.
Не поленитесь и соберите дополнительные файлы в одну папку. Если их много — рассортируйте по категориям. Подпишите каждый: «брендбук», «логотип», «каталог». Если документов много: заархивируйте х и прикрепите к письму или залейте на файлообменник и вставьте ссылку с доступом в ТЗ.
- Не знать, чего вы хотите «Давайте на ваш вкус» — не пройдет. Если вы сами не понимаете своих желаний, то дизайнер — тем более.
У этой истории редко бывает счастливый конец. Чаще всего именно при виде готовой работы заказчик внезапно понимает, что хочет: вовсе не то, что прислал дизайнер.
Подытожим: план постановки отличного ТЗ
- Предмет
- Целевая аудитория
- Формат
- Ассоциации
- Цвета
- Шрифты и текст
- Дополнительные материалы
- Референсы
- Сроки
Готово, у вас есть все для постановки отличного ТЗ!
Как определить, насколько отличного? По количеству правок, которые вы выкатили дизайнеру. Если их мало — поздравляем, вы постигли ТЗ-мастерство!