Вопрос о национальном характере традиционно является дискуссионным. Национальный характер определяется особенностями менталитета, культуры и традиций того или иного народа. Говоря об испанском национальном характере, важно понять, какие они – испанцы, что отличает их от других народов и что лежит в основе «испанской особости».
Регионализм и национальное единство
«Национальный вопрос» сопровождал всю историю Испании. Более того, бывали случаи, когда борьбу за автономию начинали «кастилоговорящие» регионы. Так, в годы Второй республики началось движение за автономию в Арагоне, испанской провинции, которая наряду с Кастилией возглавила «испанское объединение» в конце XV века.
Одной из особых черт жителей современной Испании считают регионализм, который характеризуется отсутствием общего самосознания. Данные опроса, проведенного в конце XX века, показали, что «испанцами» себя называет примерно 1% жителей страны. Большинство же определяют себя по родной области или провинции. Например, 90% жителей Астурии назвали себя астурийцами, в других регионах многие также «самоопределились» по родной провинции. Испанский регионализм выражается еще и в том, что родной язык в разных регионах страны называют по-разному, где-то – castellano, где-то – español.
Население современной Испании можно разделить на «собственно испанцев», говорящих на кастильском языке, и «национальные меньшинства» – басков, каталонцев и галисийцев.
Однако региональные особенности и «местное» самосознание характерно для многих стран, преувеличивать значение этого фактора не стоит. Жителей современной Испании так или иначе объединяют общие исторические и культурные реалии. Бывший король Испании Хуан Карлос неоднократно подчеркивал это в своих выступлениях. Историк и писатель Л. Гонсалес Антон также отмечает, что испанцы являются народом, исторически больше всего отстаивавшим свое «я».
Не сбрасывая со счетов упомянутый «национальный вопрос», стоит заметить, что в «испанскую общность» можно включить и национальные меньшинства. Любопытен тот факт, что «главный кихотист» М. де Унамуно, «защитник испанидад» Р. де Маэсту и «ревнитель испанского католицизма» М. Менендес-и-Пелайо были басками. Эти мыслители сыграли немалую роль в осмыслении испанского национального характера. Показательна в этом отношении фраза М. де Унамуно: «Я баск, а значит, тем более испанец».
Католицизм
Религия всегда играла не последнюю роль в самосознании и самоопределении. В Испании католицизм стал объединяющей силой, одним из главных элементов национальной культуры. Испанцы традиционно воспринимаются как одна из «самых католических» наций. Истоки испанской религиозности восходят к эпохе Реконкисты. Она представляла собой борьбу королей-христиан с иноверцами-маврами как «многовековой крестовый поход». Именно в ходе Реконкисты сформировалась испанская нация и испанское государство.
Не случайно первые правители объединенной Испании Фердинанд и Изабелла известны как «католические короли». Испания стала главным двигателем контрреформации. Иезуит Игнатий де Лойола (Игнасио) – один из самых известных персонажей испанской истории. Испанские философы-просветители строили свои концепции с опорой на католическое мировоззрение. Испанский католицизм был одним из идеологических обоснований режима Ф. Франко.
Приверженность монархии
С национальным менталитетом тесно связана и историческая форма правления, сложившаяся в том или ином государстве. Для Испании это монархия. Если, например, американская нация формировалась в эпоху господства либеральных просветительских идей, создав для себя либеральную демократию, то испанцы изначально развивались как нация монархическая.
На протяжении всей истории Испания была монархической страной. Всего дважды испанцы пытались установить в своей стране республику, в обоих случаях большое значение имело влияние европейских идей, но строй оказывался недолговечным. Диктатор Ф. Франко пришел к власти под лозунгом возрождения монархии.
Испанидад
Испанский национальный характер часто ассоциируется с понятием «испанидад», под которым также принято понимать союз всех испаноговорящих народов. Это понятие легло в основу одноименной доктрины, оформленной испанским публицистом и консервативным философом Рамиро де Маэсту.
Испанидад – это особый дух, объединяющий все испаноговорящие народы, в его основе лежит испанская католическая религиозность и служение монархии, к которым Рамиро де Маэсту добавляет еще и «историческую миссию» испанцев в Новом Свете как народа, породившего особую испанскую цивилизацию.
Маэсту не упускает из виду и такую черту испанцев, как стремление к защите своих идеалов, которая была отмечена многими исследователями испанской ментальности. Не случайно его книга носит название «Защита испанидад».
Содружество народов испанидад, формально возглавляемое Испанией, существует и по сей день, а Национальный праздник Испании отмечается 12 октября, в день открытия Америки Х. Колумбом. Во времена правления Ф. Франко праздник носил название «День испанидад».
Память об имперском прошлом Испании, о ее особой исторической роли, которая до сих пор проявляется в государственной политике, объясняет такую черту испанского характера, как гордость. Испанцы действительно очень гордый народ.
Кихотизм
Дон Кихот – главный литературный испанец. Традиция воспроизведения характерных черт этого героя в мировой культуре получило название «кихотизм». Это одновременно и универсальный герой, и специфически испанский тип. Многие мыслители в поисках «испанского характера» неизбежно обращались к великому герою Сервантеса.
Образ Дон Кихота ассоциируется с идеализмом, верой в абсолютные ценности и искренним служением своим идеалам. Именно эти черты испанского характера и определяют испанский «кихотизм». Р. де Маэсту писал: «Испанец либо верит в абсолютные ценности, либо не верит вовсе». Испанец, подобно герою Сервантеса, живет чувствами, следуя велениям своего сердца.
Главный интерпретатор Сервантеса М. де Унамуно превратил «кихотизм» в особую испанскую религию, испанский стиль жизни.
Экспрессивность. Искренность. Страсть
Испанцы экспрессивны, искренни, способны на широкое проявление чувств. Для испанца-мужчины считается нормой приветствовать друга двойным поцелуем в щеку, что в ряде других европейских стран, например, в холодной России, чопорной Англии или строгой Германии может вызвать недоумение. В общественном сознании прочно засел стереотип «испанского мачо» – страстного, горячего мужчины.
Испанский писатель Анхель Ганивет, объяснявший особенности национального характера исходя из понятия «территориального духа», т.е. климатических и географических условий проживания народа, определяет «страстность» испанцев их средиземноморским, «южным» менталитетом.
Ганивет считал, что для Испании как для полуостровной страны характерны одновременно «агрессия» и «смирение». Таким образом он умело соединяет в своей теории испанский католицизм, монархизм, имперское сознание и экспрессивность характера, объясняя это географической и исторической обусловленностью.
Каждая из описанных выше характеристик не является уникальной и может быть присуща другим народам. Однако их причудливое сочетание и формирует особый, неповторимый испанский национальный характер.
Вам понравится:
Образ испанца в мировой культуре: Дон Хуан, Дон Кихот и Зорро