Много на свете деревень с диковинными названиями, но никакое Старое Козявкино или даже Лысая Балда не сравнится с нашей Пролей-Кашей! Именно с неё «Татарстан» начинает свой деревенский спецпроект.
Много на свете деревень с диковинными названиями, но никакое Старое Козявкино или даже Лысая Балда не сравнится с нашей Пролей-Кашей! Мало того, что имечко это бросает вызов существительным и прилагательным, которые обычно присутствуют в названии деревни, оно еще и отказывается склоняться. В деревне Пролей-Каша вместо прилагательного – глагол в повелительном наклонении, а существительное, хоть и «каша», но не внемлет никаким глагольным повелениям, крепко держась за свой именительный падеж. В общем, филологи и рядом не стояли, когда Пролей-Каша появилась на свет.
ТО ЛИ ЧЕХИ, ТО ЛИ МОНАХИ
А появилась она в 1611 году, когда несколько чувашей из Свияжского уезда пришли сюда и облюбовали «дикое поле». Там и поселились. Версий вокруг переименования «дикого поля» несколько, но все они крутятся вокруг того самого действа, которое отразилось в названии. Кашу тогда действительно пролили. Но вот кто и с какой целью?
— Понятное дело, что просто так кашу проливать никто не будет, — сказала нам баба Шура Полянина из красивого деревянного домика с синими наличниками. – Ее пролили солдаты — то ли чехи, то ли монахи… Не помню уж, кто именно, в общем, это когда на Волге бои шли… Вот они на этом самом месте остановились отдохнуть, развели костер, стали кашу варить – тут их неприятель и накрыл! От неожиданности они кашу-то и пролили. Да вы лучше у бабы Люси спросите, Гришиной, она 1929 года рождения, она больше знает. А я только с 1930. Она на том конце села живет, за школой. Только сейчас не проедете, грязь там. И не пройдете даже.
ОДИН КОЗЕЛ ВМЕСТО 8 000 ОВЕЦ
Беседу нашу прерывает многодетное козлиное семейство, которое совершенно не против попозировать перед столичными фотокамерами. Возглавляет семейство – наикрасивейший козел с такими великолепными кручеными рогами, что иным представителям мужского пола и не снились…
— Это у нас Тёпа, — знакомит прессу с козлом его хозяйка, подгоняя рогоносца хворостиной. – Он у нас уже старенький, пять лет ему.
При слове «старенький» Тёпа гордо отворачивается и удаляется в сторону озера, уводя за собой семейство.
— Это что, — говорит Таисия Васильевна, — провожая взглядом козла. – Вот раньше у нас тут, в колхозе, 8 000 голов овец было! Первое в районе спецхозяйство по разведению породы тонкорунной овцы! Павел Федорович Захватов то хозяйство создавал. А сейчас колхоза нет, в школе учеников совсем мало…
ЛЕДЯНАЯ СЛОБОДА
Завуч Елена Васильевна очень сокрушалась, что разминулись мы с человеком ответственным за музей, но и сама много чего интересного рассказала. В частности про чувашскую версию названия села. Оказывается, по-чувашски Пролей-Кашу называли Пркасы – Ледяная Слобода. Деревенские вспоминают, что из-за того, что на улицах много воды всегда было и озеро посреди деревни – замерзало все быстро и улицы были как лед, отсюда и название. Но память о пролитой каше оказалась в народе сильнее, чем о ледяной слободе.
НЕУЖЕЛИ ЗРЯ ПРОЛИВАЛИ?
С техничкой Верой Леонидовной Скрипачевой прогулялись мы по одной из ледяных слободок Пролей-Каши. Вера Леонидовна была печальна, с грустью вспоминая былую славу села: говорила о передовиках производства, о рыбацкой бригаде, об участниках целины и XXVII съезда компартии – об уважаемых людях, о которых все сейчас забыли… О своей большой и славной деревне, которая умирает…
Наши же мысли крутились около видов и сортов каши. Она дымилась в тарелках: то гречневая рассыпчатая, то детсадовская манная с комочками, то каша «Дружба» времен пионерских лагерей… Каши не проливались из тарелок, а скорее вываливались, вытряхивались даже. Неужели те самые чехи, монахи или землемеры пролили кашу «Быстрофф», заваренную кипятком? И сколько надо было разлить той самой каши, чтобы на месте пролития уместилась такая большая деревня? Неужели зря ее проливали? Неужели такая большая, красивая и единственная в своем роде деревня уйдет в прошлое и никто так и не вспомнит кто же, а главное где пролил кашу?
_____________________________________________________________
КАК ДОБРАТЬСЯ:
От Казани едем в сторону Тетюш. А там уж недалеко, указатель «Пролей Каша» не даст вам промахнуться. Всего от Казани до данной деревни – 172 километра.
ПРОШЛОЕ В ЦИФРАХ:
В школьном музее сохранилась такая запись 115 летней давности: «В 1896 году в деревне Пролей-Каша – 194 избушки. Мужского пола — 882 чел., женского пола — 813 чел. Итого: 1755 чел.
Имеется в деревне: 1 школа и 2 помещения для хлеба запасного магазина, 9 ветряных мельниц, 1 круподарка, 2 красильни, 1 торговая лавка и 1 винная лавка.
Русских – 902 чел., чувашей – 624 чел. Из них православных – 1250 чел.
Раскольников:
поморской секты – 105 чел.
спассов-согласия – 171 чел.
мещанин – 1 чел.
Имеющих голос на сельском сходе – 187 чел.
На волостном сходе – 204 чел.
Помощник старшины: Е. Вавилов.
30 апреля 1896 года».
НАСТОЯЩЕЕ В БУКВАХ:
Сегодня проживают в Пролей-Каше 286 человек, из них 180 пенсионеров и всего 32 школьника. С советских времен сохранились в Пролей-Каше 13 улиц: Октябрьская, Чапаева, Стрелковая, Пионерская, Ленина, Маяковского, Горького, Гагарина, Зеленая, Набережная, Пушкина, Безымянная, Шоссе. Названия с явным перекосом в революционно-октябрьскую сторону. Даже памятник здесь стоит не только героям Отечественной войны, но и героям Гражданской – в Пролей-Каше ностальгия по молодому советскому прошлому и сегодня особенно сильна.