Найти тему

Блуждающие в трех стульях

Отсутствие гармонии между теорией и практикой искусства сегодня отчетливо можно видеть в преобладании дискурсивности в современном искусстве и снижении роли эстетической составляющей. Это движение деструктивно для визуального искусства, так как нивелирует все открытия, которые были с таким трудом найдены предшествующими поколениями художников.

Обозначим следующий тезис: в искусстве впечатление и размышление всегда сочетаются. Однако, размышление и впечатление принципиально отличаются одно от другого: впечатление чувственно и, следовательно, возникает, а размышление требует последовательного течения мысли и, следовательно, развивается. Поясню примером: литературное произведение, прежде, чем оно окажет впечатление, требует последовательного развития в мысли. Читатель читает страницу за страницей, осмысляет в процессе чтения написанное и затем, испытывает катарсис или впечатление. Это дискурсивный, логический путь к впечатлению. Невозможно открыть книгу на оглавлении и получить от книги эмоцию, заложенную автором в целое произведение. Таким образом здесь можно увидеть последовательность "мышление вызывает впечатление".

Джозеф Кошут, "Один и три стула".
Джозеф Кошут, "Один и три стула".

Совсем другая последовательность у такого визуального типа искусства, как живопись. Все живописные приемы - работа с композицией, цветом и т.д. - были выработаны для того, чтобы впечатлять, т.е. вызывать сильную эмоцию еще до возникновения необходимости размышления. В хорошем живописном произведении размышление следует после впечатления. В различии между двумя этими схемами - "мышление - впечатление" и "впечатление - мышление" находится различие между contemporary art и, к примеру, искусством мастеров XV века. Для чего же требуется отделять один вид искусства от другого? Да для того, чтобы оба вида искусства получили достойное развитие! Представим, что во время олимпийских соревнований по на лед выпускают боксера и футболиста. Как определить кто из них лучше? Это невозможно! Любое искусство подвергается сравнению и различению. Сравнивать произведения искусства можно только в рамках одного вида искусства, а сравнивать их по родам, либо разные виды искусства между собой, - бессмысленно. Нельзя выяснить что лучше: картина Сезанна или танец Улановой - оба будут признаны шедеврами в своем виде искусства. Также нельзя сравнивать произведения Ильи и Эмилии Кабаковых с произведениями современных художников, рисующих пейзажи. Отсутствие различения этих двух видов искусств приводит к несправедливому занижению значимости живописи и готовит будущую почву для игнорирования концептуального искусства, потому что рано или поздно маятник предпочтений в искусстве обязательно качнется в другую сторону.

Концептуальное искусство и "контемпорари арт", как некоторое промежуточное звено между живописным и концептуальным искусством, ныне пытается прописаться в музеях изобразительного искусства, но это неправильно. Их место - в музеях концептуального искусства, также как место литературы - в библиотеке, а фотографии - в музеях, посвященным фотографии. Не стоит мешать суп, второе и компот в одной тарелке.