Найти в Дзене

Слева направо - почему мы ездим по этой стороне?

Оглавление

А все упирается в городскую цивилизацию. Без нее, как обычно, никуда. Мировое соотношение правосторонних и левосторонних дорог составляет 72 % и 28 %, при этом 66 % водителей мира ездят по правой стороне, а 34 % — по левой.

Большинство стран правостороннее, хотя правшей гораздо больше, чем левшей. Кажется нелогичным, правда?

Поэтому рассказ будет опять про города, Рим, завоевания и роль личности в истории.

Древности…

Как мы уже рассказывали, никакого резона вырабатывать правила дорожного движения до Императорского Рима вообще не было. Крупные перевозки осуществлялись по воде, всадников было не так много, а регулярных дорог, по которым можно было бы разогнаться повозкам не существовало вовсе.

Древние римляне периода империи настолько активно перемещались по мощнейшей системе дорог, как в городах, так и по территории метрополии, что тогда же появились и первые ПДД.

Напомним, движение было столь огромным, что на рубеже веков в Риме были пробки, возникли улицы с односторонним движением, а в город был ограничен въезд повозок в дневное время. По городу перемещались разнообразные аналоги общественного транспорта, включая такси.

Именно римляне заложили и распространили по всей Европе левостороннее движение. Это подтвердилось не так давно при изучении глубины колеи на старой римской дороге.  Стоящий посередине столб колесницы объезжали точно слева.

Такую логику подсказывает человеческая природа. Правша будет править упряжкой левой рукой, а правой - держать хлыст или, что еще вероятнее, оружие.  Правой же рукой приветствуют друг друга.

Гонки на колесницах в Большом Цирке.
Гонки на колесницах в Большом Цирке.

Вся Европа, опутанная сетью римских дорог, оказалась в левосторонней власти. Левосторонней была Византия и весь мир. Естественно, левосторонними стали и колонии. Другое дело, что транспортная система до поры до времени не располагала к серьезному отношению к организации дорожного движения.

Дороги были небезопасны, да и не очень обжиты, поэтому придерживаться левой стороны, чтобы в правой держать наготове оружие, казалось более, чем разумным.

Правило въелось в сознание настолько, что папа Бонифаций VIII в начале 14 века издал указ, обязывающий пилигримов, направляющихся в Рим, придерживаться левой стороны дороги. (Поток, надо полагать, был солидным).

Пионер - всем ребятам пример.

Так продолжалось ровно до 17го века. Перемены затеяли пионеры из американских колоний. Существует версия, что американские колонисты сделали это в пику англичанам, как часть программы по обретению независимости. Но такая мотивация, если честно, выглядит так себе.

Гораздо реалистичнее другое предположение. Обширные территории предполагали и перевозку переселенцев и товаров сушей. Для этого использовались знакомые каждому по фильмам про индейцев крытые фургоны. Постепенно их стали использовать и профессиональные извозчики. Для доставки грузов в фургон впрягалась шестерка лошадей, а кучер чаще всего правил экипажем, сидя верхом на задней левой лошади. Так правше проще контролировать массивную и длинную  сцепку.

Естественно, чтобы лучше чувствовать габариты такой повозки, надо ехать по правой стороне дороги. Законодательно это закрепили, действительно, после революции в 1792 году. Правосторонним стало движение в США, а затем - Канаде.

-3

В то же время в Европе появились очаги правосторонности. Законодателем новой моды стала Франция. Англия в середине 18 века закрепила законодательно левостороннее движение (изначально это были правила проезда по Лондонскому мосту). Есть версия, что в это же время Франция на уровне законодательного акта ввела у себя обратное в пику британцам. Или после революции в пику аристократам. Верится опять-таки с трудом тем более, что во Франции правое движение стало появляться до революции. Последняя версия состоит в том, что окончательно правосторонней Францию сделал коротышка-корсиканец. Отсюда пошла легенда, что, будучи левшой, Наполеон сам привык держаться правой стороны, что вслед за ним повторил двор, а затем  и вся Европа. Страны, которые Бонапарт подчинял своей власти, переняли и направление транспортных потоков.

Впоследствии оставшиеся «левши» были вынуждены перестраиваться уже под немецким чеканным шагом.

Великобритания, как известно, не познала на себе ни первого, ни второго. Тяжёлые повозки по узким улочкам старинных городов не ездили. Поэтому остров и по сей день левосторонний, как и большинство его колоний. Япония стала левосторонней в середине 19 века под влиянием английского посла.

Аршином общим не измерить.

А что же Россия? Мы вносим интригу в стройные европейские ряды. Официально правостороннее движение закрепила Елизавета Петровна в 1752 году. Источники, однако, указывают, что ещё в Петровские времена существовал вполне сложившийся обычай разъезжаться телегами или санями, забирая вправо.

Аполлинарий Михайлович Васнецов. »Уличное движение на Воскресенском мосту в XVIII в.»
Аполлинарий Михайлович Васнецов. »Уличное движение на Воскресенском мосту в XVIII в.»

Это могло быть связано как с обилием свободных пространств, которые не вынуждали прижиматься к обочине,  движением на санях существенную часть года, а не верхом. Ответ может лежать и в русской духовной традиции. Правая сторона считалась связанной с Богом, как проявление божественной десницы. Все хорошее располагалось «одесную», т.е. справа.

Век скоростей.

Окончательно точки над «i» расставило производство автомобилей. Карл Бенц и американские производители ориентировались на национальные правила дорожного движения.

Интересно, что некоторые страны перешли на правостороннюю схему под влиянием географии, когда большинство соседей придерживалось именно ее.

Тем не менее, в России есть несколько  мест с левосторонним движением. По необъяснимой причине набережная Фонтанки в Петербурге разделена по «левому» принципу. Быть может, так складывались маршруты движения из Зимнего дворца к нескольким крупным дворцам на ее берегах.

В Одессе левосторонний принцип действует в Верхнем переулке. Есть несколько левосторонних улиц во Владивостоке. Существуют левосторонние разъезды в Париже, Барселоне, Москве и многих других городах.

Что почитать?

Римская империя - многоэтажки и пробки

-5

Понравилась публикация? Не забудь лайкнуть и подписаться на канал.