В России впервые определения слова «конструировать» (от лат. «construire» – строить) официально зафиксировано в «Полном словаре иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке» под редакцией М. Попова, который был издан в 1907 году, там оно определятся как: составлять, располагать, представлять в той или иной форме.
Но еще до того, как слово «конструирование» вошло в языковой обиход, идеи детского конструирования–строительства нашли свое отражение в педагогических концепциях дошкольного образования Е.Н. Водовозовой и А.С. Симонович. Так, в детских садах А.С. Симонович, которая, как известно, была неудовлетворена тем дидактическим подходом к проведению занятии и игр в детском саду, который описан в трудах Фребеля, было предложено организовать занятия по «родиноведению, гимнастике, рассказыванию, рисованию и выкладыванию, конструированию, вырезыванию, плетению…[1].»
В дальнейшем, в советский период, в своих работах Е.А. Флерина при описании основных типов игрушек, определила материалы, связанные с конструированием в отдельный, третий тип – «творчески трудовая игрушка». По ее мнению, материалы для строительства и конструирования у детей в разных возрастных группах детского сада «дают возможность широко упражнять и развивать конструктивные способности ребенка и техническое изобретательство. Ребенок знакомится с технологией материала, с инструментом, приучается к труду, эти материалы приобретают особое значение в деле трудового, политехнического воспитания…[2]»
Кроме того, Флерина подчеркивала связь конструирования с игрой и отмечала, что «работа ребенка со строительными материалами–конструкторами дает большую продуктивность детской работе. Ребенок увлекается техникой, моделированием, расширяет свой технический кругозор, приобретает ценные технические навыки[3]».
В «Методическом пособии для дошкольных работников», выпущенном в 1933 г. Флерина Е.А. ссылается на различные типы конструкторов, которые возможно использовать в детском саду. Таким образом, можно констатировать, что уже в начале ХХ века под «конструктором» понимают детскую игру, состоящую из набора деталей для конструирования [4]..
К таким наборам в первую очередь можно отнести «дары» Фребеля как прообраз современных конструкторов. Однако во всем мире первым конструктором, с помощью которого дети могли бы создавать материальный образ объекта, используя при этом натуральные модели или их чертежи, принято считать конструкторы «Meccano». Конструктор «Meccano» в 1901 году изобрел Франк Хорнби в Великобритании. Особенностью данного набора являются плиты с отверстиями, которые могут соединяться с помощью болтов и гаек, которыми укомплектован набор.
Практически в то же время в 1903 году в Австрии инженер Иоганн Корбли подарил своим детям деревянный набор для строительства, который в последствии модифицировал, добавив элементы крепления, которые позволяли постройкам быть более устойчивыми. Свою разработку он назвал «Матадор». Этими конструкторами или их модификациями пользовались дети всего мира в начале ХХ века. Пока в Дании в 50-х годах прошлого столетия производитель игрушек Годтфред Кирк Кристиансен не стал развивать систему игровых материалов, направленных на развитие воображения и творческих способностей мальчиков и девочек дошкольного возраста. Постепенно деревянные элементы конструктора уступили место элементам, изготовленным из пластика, и стали называться LEGO.
Следует отметить, что в отечественных психолого-педагогических исследованиях под детским конструированием понимается не только использование готовых наборов, но и создание ребенком конструкций, моделей из различных материалов, которые и определяют вид конструирования [5] . То есть детское конструирование – это такой вид детской деятельности, в которой дети создают разнообразные игровые поделки (игрушки, постройки) из различных материалов (бумаги, картона, дерева, специальных строительных наборов и конструкторов) [6].
Конструирование является довольно сложным видом деятельности для детей дошкольного возраста. С одной стороны оно связано с художественной, конструктивно-технической деятельностью взрослых, а с другой – не имеет общественного значения, так как ребенок не вносит ничего нового ни в материальные, ни в культурные ценности общества. При этом организованный процесс конструирования в детском саду позволяет реализовать у детей самостоятельную творческую деятельность, фантазию и мышление.
Список литературы
[1] "Дошкольная педагогика". Под редакцией В. И. Ядэшко и Ф. А. Сохина, - М.:"Просвещение", 1978 г.
[2] Флерина Е. А. Игра и игрушка. Пособие для воспитателя детского сада/Под редакцией Д. В. Менджерицкой, М. Просвещение, 1973
[3] Там же
[4] Большой толковый словарь русского языка. /Гл. ред. С. А. Кузнецов. Первое издание: СПб.: Норинт, 1998.
[5] Парамонова Л.А. Детское творческое конструирование – М., Издательство «Карапуз», 1999
[6] Косминская В.Б. и др. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду: Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов / В.Б.Косминская, Е.И.Васильева, Н.Б.Халезова и др. . –– М.: Просвещение, 1977
Больше интересных статей Вы можете найти на нашем сайте.