С помощью сказок мы можем говорить с ребенком на любые темы, а также понять, о чем он думает и мечтает
В современном мире все стремительно меняется - все, кроме сказок. Их сюжеты дошли до нас из глубины веков. Они передаются из поколения в поколение и хранят в себе коллективный опыт миллионов людей. С помощью универсального языка легенд, сказок и мифов мы можем разговаривать с ребенком на любые темы, а также понять, о чем он думает и мечтает. А еще без лекций и нотаций можно объяснить, как лучше повести себя в конфликтной ситуации, почему нельзя врать и зачем нужно делать уроки. С помощью своей сказки вы можете «зашифровать» любое послание для ребенка, используя некоторые правила.
Как сочинять терапевтические сказки для ребенка
- Обдумайте проблему, постарайтесь понять чувства и переживания своего чада. Посмотрите на ситуацию с со стороны ребенка.
- Определите для себя основную идею истории. Какую мысль вы хотите донести?
- Начинайте повествование с описания главного героя, который очень похож на ребенка.
- Расскажите о положительных чертах, которыми герой рассказа похож на ребенка.
- В развитии сюжета должна быть затруднительная ситуация, которую удалось разрешить.
- В речи старайтесь использовать простые и понятные предложения.
- Следите за реакцией ребенка. Историю нужно заканчивать, когда вы видите, что он теряет к ней интерес.
- В конце повествования обратите внимание, что герой проявил настойчивость и нашел выход из сложившейся ситуации. Родители и друзья очень годились тем, как он преодолевал неудачи и дошел до цели.
Как разбудить сказочника в ребенке
Чтобы понять, что происходит в душе у ребенка, пусть он сам сочинит сказку. Для этого есть несколько эффективных способов.
Веселые картинки
Рассказ в картинках помогает понять мотивы поведения сына или дочери в различных ситуациях. Иллюстрации показывают, почему ребенок поступил так, а не иначе. Рисовать можно на одном или нескольких листах.
Например, родители пытаются выяснить причины детской лжи. Перед рисованием рассказываем ребенку историю. «Представь себе, что где-то живет мальчик(девочка) чем-то похожий на тебя. У него такое же имя, одежда и игрушки. Однажды случилось так, что он сказал неправду своим родителям. Как ты думаешь, что произошло? Нарисуй эту историю. Сделай несколько рисунков. На последнем изобрази, как будет вести себя этот ребенок, если история повторится. А как бы ты поступил на его месте?» Такая беседа помогает понять ребенку, как можно вести себя в подобной ситуации. Он как бы смотрит на себя со стороны, глазами другого человека. Описание рисунков можно начать словами «Один мальчик ….» Если требуется обсудить какую-то сложную ситуацию, то начать можно такими словами: «Жил-был на свете…», «Однажды…», «Давным-давно…», «Когда-то…», «Далеко-далеко…». Это отделяет ребенка от содержания истории во времени и пространстве и позволяет спокойно говорить о том, что вызывает у него тревогу.
Секрет Джанни Родари
Для появления на свет интересного рассказа, по мнению известного итальянского писателя, нужно всего лишь два слова. Причем, чем более чуждыми эти слова будут друг к другу, тем лучше. Тогда воображение будет вынуждено активизироваться, стремясь связать их в единый сюжет. Выбрать слова можно самыми разнообразными способами: спросим у папы одно слово, а у сестры – другое или найдем их на разных страницах словаря. В истории даже из двух совершенно абстрактных слов сказывается все то, о чем думает человек.
Вот, к примеру, что придумал мальчик на одном арт-занятии из слов «шкаф» и «стук».
В одном доме люди решили выбросить шкаф. Они взяли и отвезли его на свалку. Жили они за городом в деревне. И вот вечером они услышали страшный стук и другие жители деревни его услышал. Никто не был в курсе, откуда он. И каждый день, когда темнело начинался этот стук. Пошли они посмотреть, откуда он. Взяли фонарик. Но как только они выходили, то стук пропадал. Всем стало страшно. Однажды песик бежал и услышал, что стук доносится из шкафа. Он подбежал к нему и спросил:
- Это ты так гремишь?
- Да. Это я.
- А зачем ты всех так пугаешь?
- Просто раньше я жил в доме. Мне там было весело. А теперь и поговорить не с кем.
- А хочешь я буду с тобой играть?
- Конечно, хочу.
Песик прибежал домой и рассказал эту историю. И тогда из этого шкафа сделали будку для собаки. Теперь они дружат с песиком и шкаф больше не шумит.
После такой сказки родители могут предположить, что ребенку не хватает общения и принятия. Но не стоит трактовать сюжет сказки буквально, поскольку у нашего сказочника может быть «свой» смысл. Лучше совместно обсудить историю. Например, можно спросить, почему шкаф выбросили, и почему он не мог общаться с другими предметами на свалке; почему шкаф сразу не сказал, что он не хочет покидать дом и зачем он всех пугал.
Кукольные рассказы
Кукла, надетая на палец, - это своеобразный портрет художника. Через нее малыш может рассказать о своих проблемах и переживаниях, в конструктивной форме выразить свой гнев, агрессию, страхи и таким образом снять напряжение. Как правило, ребенок идентифицирует себя с образом какого-либо героя из сказки или мультфильма. В процессе представления наш «актер» сравнивает себя с любимым персонажем. Он осознает, что у него есть такие же проблемы, и что он также сможет найти выход из любой ситуации. Для родителей кукольная постановка- замечательная возможность провести воспитательную работу, которая не вызовет сопротивления у детей. Например, когда ребенку не очень интересно учиться, можно поиграть с ним в «школу зверей».
Как сделать куклу
Веерная кукла
Основа куклы – это веер из бумаги. По центру ребенок рисует сказочного персонажа.
Пальчиковая кукла
На плотном листе картона нарисовать голову куклы вместе с длинной шеей (высота-4,5 см, ширина – 1-1,5 см). Далее изготавливаем держатель: вырезаем прямоугольник 5 на 6 см, сворачиваем его в трубочку и склеиваем. Надеваем держатель на указательный палец и вставляем в него голову куклы. При желании можно «одеть» куклу в костюм. Теперь обсудим характер персонажа и решим, какой он: добрый, злой, трусливый, смелый? Нарисуем лицо, а затем просим ребенка: «Придумай историю, которую кукла хочет рассказать о себе». Начать можно словами: «Жила-была кукла (человек, девочка, мальчик), похожая на меня…», «Моя кукла очень боялась…», «Когда мальчик вырастет, то…». У подобной истории обязательно должен быть благополучный финал. Это дает ребенку чувство психологической защищенности. Рассказ истории можно сопровождать рисованием или лепкой. Это позволяет символически победить проблему, например, дети с удовольствием уничтожают рисунки собственных страхов.
Лечебная сказка на ночь
Дорис Бретт, клинический психолог и детский психотерапевт из Австралии, предлагает использовать перед сном истории, рассказанные куклой. Герои этих сказок имеют такой же характер как у ребенка и такие же проблемы, даже в имени должно быть сходство. Это позволяет ребенку отождествлять себя с главным действующим лицом. Дети с удовольствием слушают истории о ребенке, похожим на них. Так создается зона психологической безопасности. При этом родитель как бы не вмешивается во внутренний мир сына или дочери. А ребенок может безбоязненно задавать любые вопросы и обсуждать самые трудные и щекотливые темы безопасным путем. В конце рассказа герой (значит и ребенок) находит пути решения какой-то проблемы. В том случае, когда взрослый не может придумать концовку, можно спросить у ребенка:
- Как ты считаешь, что сделал Петя? О чем он подумал?
Если юный сказочник затрудняется, то можно предложить ему отгадать. Это своеобразный диагностический прием. Угадывая, ребенок рассказывает нечто важное о себе.
Как обсуждать сказку
Обсуждение поведения персонажа позволяет выявить систему оценок ребенка «хорошо-плохо» и дает возможность объяснить, как лучше поступить в той или иной ситуации. По тому, что и как ребенок рассказывает, кого осуждает, кем восхищается можно составить картину о его ценностях, интересах, отношениях с окружающими. Обсуждение лучше построить в форме диалога, где можно задать следующие вопросы:
- Как ты думаешь про что (про кого) эта сказка?
- Кто из героев тебе больше понравился или не понравился?
- Как ты думаешь, почему герой совершал такие поступки?
- А что было бы, если главный герой не сделал этого поступка?
Сказочный тест (К.Тейлор)
Небольшая история с вопросом в конце поможет родителям выявить степень зависимости ребенка от одного из родителей или от обоих.
Птенец
В гнездышке на дереве спали птички: папа, мама и маленький птенец. Вдруг налетел сильный ветер и гнездо упало вниз: все оказались на земле. Папа полетел на одну ветку, а мама на другую. Что же делать птенчику?
Ответы в пределах нормы. «Он тоже полетит и сядет на какую-нибудь ветку»; «Полетит к маме, потому что испугался»; «Полетит к папе, потому что он сильней»; «Останется на земле, потому что не умеет летать, но будет звать на помощь, и папа и мама прилетят и заберут его».
Ответы, требующие внимания. «Не умеет летать, поэтому останется на земле»; «Попытается взлететь, но у него ничего не получится»; «Погибнет во время падения»; «Умрет от голода (дождя, холода и т.д.)»; «О нем забудут».
Позитивные ответы говорят о том, что ребенок верит в собственные силы, обладает определенной самостоятельностью и способен принимать решения. Негативные сообщают, что ребенок очень зависим от других людей и не видит опоры в себе.
Сказочный тест
Эта небольшая сказка с вопросом в конце поможет выявить у ребенка наличие тревожного состояния, невысказанного беспокойства и чувства страха, а также скрытых желаний и ожиданий, о существовании которых родители могут не догадываться.
НОВОСТЬ: Один мальчик вернулся домой с прогулки (пришел из школы, со двора, где играл в футбол, от своего друга, в гостях у которого он был и т.д.), и мама ему говорит: «Хорошо, что ты пришел. Мне надо сказать тебе кое-что». Что именно хочет сообщить ему мама?
Типичные нормальные ответы. «Сегодня к нам придут гости»; «Вечером мы пойдем к бабушке»; «По радио объявили, что будет гроза»; «Позвонила учительница и сказала, что завтра наш класс едет на экскурсию»; «Мама хотела, чтобы мальчик сходил в магазин» и т.д.
Ответы, на которые стоит обратить внимание.
«Кто-то умер»; «Мама хочет наказать мальчика, за то, что он ушел гулять без разрешения»; «Мама хочет запретить ему играть с соседом с 3-го этажа»; «Мама и папа уезжают»; «Они с папой идут в кино, а его оставляют дома»; «Мама сказала, что пойдет завтра с ним в школу» и т.д.
Сборник сказок – это удивительный, можно сказать, волшебный инструмент развития ребенка в руках родителей. Рассказывая сказки, можно научить ребенка навыкам конструктивного поведения, показать, как можно найти выход в затруднительной ситуации или решить какую-то проблему. А когда ребенок сам сочиняет историю, он вместе со сказочными персонажами учится принимать самостоятельные решения, отыгрывает свои конфликты и переживания в безопасном пространстве и становиться более спокойным и счастливым.
Больше интересных статей Вы можете найти на нашем сайте.