Норберт Зайджек (Norbert Zajac) своего первого питомца – золотистого хомячка – получил в подарок, когда ему было всего четыре года. Год спустя в его доме поселился еще один хомячок, и с тех пор личный «зоопарк» мальчика только пополнялся: так, к 8 годам число питомцев уже доходило до ста! Хомячки размещались в подвале маленького семейного дома.
Вскоре родители Норберта (папа-дорожный полицейский и мама-домохозяйка) сказали сыну, что он может иметь дома сколько угодно домашних животных, только вот оплачивать увлечение придется строго из собственного кармана! В ответ Норберт начал продавать своих хомячков в местных зоомагазинах. К хомячкам добавились саламандры, морские свинки, черепахи и даже крокодил. Но и на этом юный зоолог не успокоился: он разбил большой сад и стал разводить птиц!
Как признается сам Зайджек, «как только он узнал, что на свете есть разные животные, то сразу захотел обладать ими. Как только взял в руки первое животное – понял, что есть непреодолимое желание разводить их».
В пятом классе средней школы Зайджек уже стал водить экскурсии по собственному дому. В 1967 году, когда ему было всего 13 лет, он стал самым молодым лицензированным заводчиком попугаев в Германии. Стоит отметить, что попугаи Норберта быстро завоевали местный рынок и пользовались большой популярностью, особенно в преддверии Рождества. Впрочем, в 14 лет юноша поинтересовался у специалиста, какую карьеру ему стоит избрать в будущем. Совет был таким – стать сталеваром…
Впрочем, иного совета молодой человек в 1970-е годы, да еще в Рурской промышленной области, в сталелитейном сердце Германии, получить и не мог. Между тем, Норберт, так и не закончивший полный курс средней школы, действительно пошел работать на завод, где старался устроить свой рабочий день таким образом, чтобы поспеть домой к вечеру – ведь нужно успеть покормить весь свой «зверинец»!
Зоопарк пришлось продать в 18 лет: Норберта призвали на службу в армию. После демобилизации молодой человек вернулся на свой родной сталелитейный завод и зажил самой обычной жизнью. Так прошло два года, но все решило случайно увиденное объявление: беременная женщина из города Дуйсбург, близ голландской границы, срочно продавала свой бизнес – зоомагазин, и очень хотела успеть до собственных родов. На дворе стоял тихий 1975 год. Норберт занял денег у отца и стал владельцем того магазинчика, уютно расположившегося на тихой улочке.
Сегодня магазин м-ра Зайджека разросся до небывалых размеров: он занимает территорию свыше 12000 кв.м в складском помещении, располагающемся в одной из промышленных зон Дуйсбурга. Теперь это беспокойное хозяйство официально называется Зоопарк Зайджека, который устроен на манер аэропорта с дорожками, напоминающими по форме подковы. Чтобы ощутить размах предприятия, подчеркнем, что магазин Зайджека в два раза превосходит по площади Белый дом и в три – знаменитый нью-йоркский продуктовый супермаркет Whole Foods Market. Собственно, рекорд подтвержден и Книгой рекордов Гиннесса, засвидетельствовавшей, что мы имеем дело с крупнейшим зоомагазином в мире! Здесь вы оставите столько денег, сколько посчитаете нужным: можете раскошелиться на двухпалого ленивца ($10000) или прикупить коробку сверчков за €1,15. Здесь есть абсолютно все, что пожелает самая искушенная в вопросах зоологии душа: за ваши деньги выбирайте броненосцев, сурикатов, носух и диковинных обезьян. Любите рыбок? Здесь есть все, что только может пожелать ваша фантазия! И не только рыбки – хотите, разнообразьте свой комнатный аквариум медузами, тетрами, экзотическими моллюсками и даже пираньями.
Только в Зоопарке Зайджека свыше 50 видов одних только пауков-птицеедов. Вы приверженец рептилий? К вашим услугам богатейшая коллекция во всей Западной Европе, которая даст фору любому крупному зоопарку. Причем попутно отметим, что мы с вами говорим о магазине, где любое понравившееся животное можно запросто купить! По существу, наш Зоопарк – это дом для свыше 250000 особей животных из 3000 различных видов.
Прогулка по этому великолепному Зоопарку по понятным причинам может сильно растянуться по времени, и остается загадкой, как м-р Зайджек, довольно полный мужчина, страдающий болями в ногах, со всем этим управляется. Хотя вот и разгадка – небольшой черный мопед. Мы проявили любопытство и узнали, что сие транспортное средство, никогда не выезжая на улицу, наматывает в год порядка 4000 км.
Сейчас Зоопарк Зайджека для населения Рурской области – что отчий дом мальчика Норберта для его одноклассников. Как признается Ульрих Шюрер (Ulrich Schürer), бывший директор близлежащего «настоящего» зоопарка города Вупперталь (Wuppertal), «по сути, бизнес Зайджека – это тот же самый зоопарк, куда можно попасть абсолютно бесплатно».
Действительно, много народу сюда съезжается, как говорится, «просто поглазеть», особенно по выходным (так, по субботам бывает до 12000 посетителей). Попав сюда, люди находятся в состоянии легкого шока и легко забывают обо всем на свете, включая хлеб насущный. Со всем этим как раз не очень: покупатели могут быстро перекусить колбасками и запить кофе в кафетерии.
Впрочем, самих животных берут довольно редко. Куда большей популярностью пользуются средства ухода за ними. Как вы поняли, выбор поистине огромен: здесь, в частности, настоящее царство аквариумистики. Не ошибемся, заявив, что здесь есть все, начиная от аквариумов всех размеров и видов и заканчивая самыми современными фильтрами для очистки воды. Да почему мы с вами уцепились только за аквариумистику? Выбирайте и покупайте вообще абсолютно все, от собачьего ошейника до глазных капель для экзотических черепах.
Держать живых животных в условиях зоомагазина – удовольствие не из дешевых, плюс ко всему, на них относительно невелик спрос. Так, в США рынок сбыта живых животных – всего 6% от общего рынка зооиндустрии. «Как известно, основная статья доходов для любого зоомагазина – торговля аксессуарами и иными товарами для животных», - признается нам м-р Зайджек. – «Если бы я торговал только животными, я бы терял порядка €250000 в год».
Как грустно шутит наш собеседник, - именно поэтому современные зоомагазины стали представлять собою печальную картину. «Зоомагазин без животных», - так мы перевели с немецкого его невеселую мысль. И это правда: в настоящее время прекращают свою деятельность многие некогда успешные предприятия, занимавшие значительный кусок рынка в зооиндустрии. Все меньше людей могут себе позволить покупать домашних питомцев. В странах Запада наблюдается демографический спад, в среднеевропейской семье все меньше детей. Все это не могло не отразиться и на общей ситуации в зооиндустрии. Отсутствие в семьях детей «компенсируется» тем, что сегодня люди начинают баловать не собственных малышей, а домашних питомцев, которые вынужденно играют их роль. Выбирают продукты, которые ранее казались немыслимыми или просто смешными: особую бутилированную воду для животных, безглютеновый корм, собачьи памперсы, дизайнерские кроватки и т.д. Налицо целый тренд «очеловечивания» домашних животных, которые от этого, наверное, только выиграли.
Вернемся в США, где за последние годы рынок зооиндустрии вырос более чем в три раза (до 60 млрд. долларов за истекшие 20 лет). В итоге зооиндустрия отхватила от рынка свой значительный кусок пирога, особенно во времена Великой рецессии, и ее доля в настоящее время только растет.
За счет чего был достигнут этот рост? Увы, времена маленьких зоомагазинов навсегда канули в Лету. Теперь настало время крупнейших сетевых гипермаркетов. Сокращены все технологические цепочки, максимально снижены все возможные эксплуатационные расходы. Мы подтверждаем правоту слов м-ра Зайджека: те «издержки», которые мы имеем в виду – это, прежде всего, сокращение рынка живых животных. Суть бизнеса сегодня – обеспечить максимально большое разнообразие продуктов и услуг по максимально низкой цене.
Появились монополисты на рынке. В Америке это PetSmart и Petco Animal Supplies, суммарно занимающие более половины рынка. В той же Германии назовем Fressnapf – сеть действует в более чем 800 городах, на нее приходится более трети от общего объема продаж, по данным последнего исследования компании Euromonitor International. Следует особо подчеркнуть, что в Германии продолжают работу более 5000 мелких независимых зоомагазинов, но за последний период времени их доля на рынке сократилась до менее чем 15%.
«Помните библейскую притчу о Давиде и Голиафе?» – вопрошает Зайджек. И сам же отвечает: «Я тот самый маленький Давид, который был с пращой». Конечно, мы меньше всего ожидали подобного сравнения от владельца крупнейшего зоомагазина в мире, но, подумав, согласились с его выводами. В то время как многие мелкие зоомагазины прекратили существование либо ушли в сегмент высококлассных, элитных услуг, Зайджек занял прямо противоположную позицию.
Он не только выжил среди акул рынка. Он превратил заурядный зоомагазин в большой Дом, сотворив из него Зрелище. «Несомненное преимущество бизнеса Зайджека – его несомненная притягательность для покупателей», - говорит Антье Шрайбер (Antje Schreiber), председатель немецкой Ассоциации зоопромышленности и зооиндустрии (German Pet Trade & Industry Association). «Если вы избрали для себя любую другую форму торговли, то, скорее всего, будете испытывать большие проблемы в будущем», - убежден он.
Хотите просто прогуляться по Зоопарку Зайджека? Отлично, это путешествие отнимет у вас как минимум два часа, далее – как повезет; может, и все пять. Вам покажут весь увлекательный процесс кормления кузнечиками в семейке маленьких забавных обезьянок, которые непостижимым образом откусывают им головы и затем поедают оставшееся на манер сэндвича. Вы посмотрите всамделишный бой двух павлинов. Ваше внимание обратят на рог, устроенный на мопеде Зайджека. Что говорить, даже хозяйская футболка – и то является местной достопримечательностью: он носит исключительно тематические футболки, на которых изображены различные животные. Футболка с видом трех волков, воющих на луну, впоследствии стала мемом: какой-то шутник с Amazon.com приписал ей способность «притягивать» женщин.
Сам Зайджек признается, что обожает такие футболки – от плеч и до пупа, с видами больших морских или экзотических животных. Издали это смотрится, как большой экран IMAX, не иначе! И сам же самокритично шутит: «Я один из тех немногих людей, на футболке которых запросто могут разместиться два слона». И в таком духе – весь его гардероб!
Зайджек любит сам водить экскурсии по своему магазину, как когда-то. Покормит куриными яйцами, полученными от собственных кур, огромного варана. Пройдет вдоль длиннейших террариумов, расположившихся аж в три ряда. Каждый террариум напоминает старый огромный цветной телевизор – были такие полвека назад…
Зайджек прочитает вам небольшую лекцию о том, на что обратить внимание, проходя мимо клеток со свисающими там ленивцами. Он предостережет вас от попыток погладить хорьков: только в минувшем году бригады «скорой помощи» приезжали пять раз, чтобы оказать помощь незадачливым покупателям.
Наконец, после того, как вы увидите действительно все – ряды с экзотическими млекопитающими, террариумы, райские сады, аквариумы, вольеры со щенками и мелкими зверюшками, вы можете быть приглашены на площадку, где располагается автостоянка.
Да, Зайджек любит там бывать, чтобы поглазеть на номерные знаки автомобилей, на которых прибывают его покупатели. Подходит к одному автомобилю, смотрит на номер и разочарованно протягивает: «Кельн…сто километров». Переходит к другому: «Вупперталь. Восемьдесят километров». Далее он отставляет в сторону свой знаменитый мопед и идет дальше вдоль стройных рядов крошечных европейских автомобилей, продолжая оценивать в уме пройденные ими расстояния. Негусто; сегодня суббота, а в поле зрения только пара машин из соседних Нидерландов. В общем, довольно часто наезжают машины и издалека, с опознавательными знаками Польши, Франции и даже Соединенного Королевства.
Собственно, мы были много удивлены от увиденного. На наш взгляд, Германия – вовсе не та страна, где можно было бы встретить крупнейший в мире зоомагазин. Все же немецкие промышленные предприятия не такие огромные, и тамошних покупателей масштабностью как таковой не поразишь. Более того, такое массовое увлечение немцев всем, что связано с животными, их искренняя к ним любовь выглядит, по меньшей мере, странно. Впрочем, странными можно назвать многие немецкие увлечения!
Соединенные Штаты вся эта глобальная тенденция ко всеобщей гуманизации захватила, скажем так, частично, и то в основном владельцев кошек и собак, которые стали тратить на своих питомцев гораздо больше. Но не настолько, чтобы покупать себе новых пушистых друзей в зоомагазинах.
Мы, кстати, поинтересовались статистикой – в Германии гораздо меньше людей, чем где бы то ни было, держат собак и кошек в качестве домашних животных. Куда большей популярностью там пользуются животные, которых мы привыкли называть экзотическими. Хорьков, шиншилл, кроликов в пересчете на душу населения в Германии на порядок больше, чем в других западноевропейских странах. Упомянем Голландию, где самые большие в Европе популяции «комнатных» рептилий и рыб.
Может быть, причиной подобному положению дел стал печально известный «налог на собак», вменяемый в Германии владельцам этих животных. Однако существуют и другие причины популярности грызунов и рептилий. Возможно, дело в пресловутом немецком менталитете. По признанию Зайджека, «от грызунов и рептилий гораздо меньше беспорядка, и, кроме того, они совсем не беспокоят соседей». Сделаем важную ремарку: большинство немцев проживает в многоквартирных домах, в то время как остальные европейцы и американцы – в односемейных индивидуальных.
Вообще у немцев превалирует скорее аналитический уклад мышления, нежели сентиментальный. Им гораздо интереснее наблюдать за питомцами, находящимися в аквариумах, резервуарах или клетках, а не давать им безнаказанно растворяться в семье.
Так, в 2011 году группой британских и австралийских исследователей подсчитано, что во всем Европейском Союзе проведено 98 тематических выставок рептилий, из них 41 – в Германии. Максимальное количество подобных выставок, проводившихся в любой другой стране – 15. Теперь данные за 2013 год: 7 из 10 наиболее посещаемых зоопарков в Европе находились в Германии, причем остальные три – в немецкоговорящих Австрии и Швейцарии. (Кстати, если бы Зоопарк Зайджека участвовал в этом неофициальном соревновании, то с его 1000000 посетителей он совершенно точно вошел бы в Топ-30 самых посещаемых европейских зоопарков).
Зайджек озабочен тем, чтобы привлечь как можно больше соотечественников в свой зоопарк, постоянно ищет новые формы и методы. Он никогда не думал о своем проекте как о некоторой площадке для обмена животными среди любителей. Он узнал об особенности людей прийти поглазеть на диковинных животных, но не покупать их, еще в 1975 году, когда открыл свой первый магазин. «Там они могли всегда увидеть что-то новое. И, раз уж они зашли, то покупали себе попутно что-то для себя нужное», - говорит Зайджек. Он принял это откровение как руководство к действию, и самым активным образом стал продвигать самые буйные фантазии. Еще будучи подростком, он пытался импортировать экзотических животных из Сингапура. Став полноценным хозяином магазина, не ленился садиться в самолет и сам отбирал интересных тварей по всему свету. Он постоянно опрашивал своих покупателей – каких животных они хотели видеть в качестве домашних питомцев, отыскивал их и привозил к себе в магазин.
Рост бизнеса Зайджека органично совпал с другим экономическим явлением: в Германии наблюдался избыток денежной массы на руках населения при низкой рождаемости. Люди стали вкладывать деньги в домашних животных! Кстати, жители земли Северный Рейн-Вестфалия, где, собственно, и находится Дуйсбург, тратят на своих питомцев куда больше всех остальных немцев. Зайджек всегда посмеивался над своими клиентами, боготворившими своих домашних любимцев, пока в один прекрасный момент (а он наступил примерно в 2000 году) не понял, что подобное поведение повсеместно стало нормой. «Лет двадцать назад кто-то, имея собственный дом и небольшой пруд на участке, пришел бы ко мне в магазин и обязательно купил бы к Пасхе золотых рыбок и цветы, чтобы украсить пруд. Ровно через неделю рыбки были бы мертвы, а цветы – завяли. Сейчас рачительный хозяин, заметив легкое недомогание рыбок, немедленно бросил бы все дела и повез их к ветеринару».
Зайджек стал замечать, что с каждым годом покупатели стали задавать все больше вопросов о домашних питомцах. «Это стало вроде как планирование семьи», - шутит он. В ответ он укомплектовал штат магазина высококвалифицированными узкими специалистами и открыл дополнительные специализированные секции. «Теперь любой посетитель может получить исчерпывающий ответ на самый каверзный вопрос. И пусть стоить это будет несколько дороже, но клиент обязательно вернется снова», - рассказывает хозяин. Спустя два года после открытия первого магазина удалось довести его площадь до 60 кв.м. Затем Зайджек начал снимать помещение в доме по соседству и уже в 1978 году обустроил огромный полноценный аквариум с морской водой. В 1982 году после кропотливых трудов было куплено у соседа еще одно здание. Пришлось испытать немалое давление со стороны владельцев других зоомагазинов, но Зайджеку непостижимым образом удавалось отыскивать все новые возможности. В частности, в 1987 году он затеял бизнес по отправке и доставке животных, который к 1990 году значительно разросся (стал давать до 70% от всех продаж). Кстати, сегодняшний каталог доступных наименований животных, товаров и услуг насчитывает около 600 страниц.
В 1993 году он строит большой склад на пустыре за магазином, в том же году стал организовывать в конференц-залах Дуйсбурга выставки тропических рыб. Бизнес Зайджека стал приобретать уже всемирную известность, и приезжать на творение его рук съезжались десятки тысяч человек. Но он продолжал мечтать о зоомагазине поистине планетарного масштаба!
К началу 2000-х стало казаться, что все возможности дальнейшего расширения уже исчерпаны, дальше двигаться просто некуда. Представители местных органов архитектуры и градостроительства были еще более категоричными, пообещав разрушить все к чертовой матери, если бизнесмен решится выстроить хотя бы еще один сарай.
Неутомимый Зайджек теперь обратил внимание уже в сторону промышленных складов и вскоре понял – возможности роста есть! Правда, банкиры опасались вкладывать деньги в рискованное, по их мнению, предприятие, но помощь пришла неожиданно – со стороны властей самого города Дуйсбурга. Дело в кризисе металлургической отрасли, благодаря чему стала прослеживаться устойчивая тенденция к оттоку населения. 140 рабочих мест в Зоопарке Зайджека оказались очень важны! На льготных условиях город предложил бизнесмену взять в аренду склад с возможностью его дальнейшего выкупа. Зайджек пишет уведомление о сборе средств, берет кредиты для отделки и ремонта помещений под 7% годовых – заметим, прекрасное предложение, гораздо лучшее, чем он мог бы получить от банков. В итоге Зайджек «поднял» €2000000 буквально за три месяца.
В своем нынешнем виде Зоопарк Зайджека был открыт 17 ноября 2004 года. Буквально спустя несколько месяцев его навестили представители Книги рекордов Гиннесса. Правда, по площади зоомагазин составлял тогда примерно две трети от себя теперешнего, но и этого хватило, чтобы признать его крупнейшим в мире. Сам хозяин живет в собственной квартире, располагающейся на втором этаже, сразу за офисным помещением, с женой Юттой, дочерью, матерью и парой такс. «Знаете, мне пришлось помочь своей таксе родить здесь, на полу в гостиной», - вспоминает Зайджек. Когда он смотрит телевизор или принимает горячую ванну, перед его глазами иногда проносятся образы из той самой первой коллекции животных, хомячки, которых он разводил в подвале, будучи маленьким мальчиком.
В 2012 году Зайджек пополнил свою коллекцию редкими видами млекопитающих, за что его магазин немедленно был окружен пикетами, состоявшими из активистов из обществ по охране прав животных. От имени более чем 25000 протестующих подана гневная петиция, содержащая довольно жестокий мультик: миленького зайку там душит ценник с указанным прайсом. Как вспоминает Зайджек, за неделю он получил на дом несколько бомб и писем об угрозах быстрой и неминуемой смерти. Представители одного очень известного бренда – производителя товаров для животных – изъяли свою продукцию из полок гипермаркета. Бизнесмена не поддержали даже его собственные коллеги по Ассоциации! «Он слегка перегнул палку, предложив к продаже тех животных, которым, скажем так, не совсем место на прилавке магазина», - пояснял г-н Шрайбер. Стоит отметить, что Зайджек не торговал какими-то невероятно злобными либо исчезающими животными, просто, как обычно, пополнил ассортимент своего магазина. Самыми, причем, обычными животными, «для всех». Но сигнал был услышан – для всех, так для всех. И Зайджек стал торговать щенками.
Зайджек всегда реализовывал товары, аксессуары и корма для собак, но продажи самих животных прекратил еще в конце 70-х. Продажа кошек прекратилась в 1985 году. Кстати, именно сами покупатели не одобряли сам факт продажи ласковых домашних питомцев. Затем, по признанию Зайджека, даже во времена бурного роста его бизнеса всегда было трудно изыскать место под продажу наших главных четвероногих друзей. Кстати, Германия законодательно никогда не запрещала торговлю ни кошками, ни собаками, но случилось так, что их не купить ни в одном немецком зоомагазине. Зайджек возобновил продажи породистых кошек в 2007 году, собак – в 2012. Потрачено порядка €800000 на просторные питомники с подогреваемым полом и открытыми вольерами и секциями.
Зайджек очень тонко реагирует на изменения рынка. Популяции немецких домашних кошек и собак за последние годы неуклонно растут, а вот иных мелких животных – сократились более чем на 20% в период с 2008 по 2013 г.г., по данным Euromonitor. Все возвращается на круги своя, и люди вспомнили о своих обычных предпочтениях. Зайджек просто чувствует рынок и дает людям то, что они в данный момент хотят получить. Наверное, немцы не так охотно, как американцы, склонны приобретать щенков в зоомагазинах, но в «щенячьем» секторе гипермаркета всегда царит восторженно-умилительный гомон, это факт. Да, на продажах радостное воркование покупателей мало сказывается – в позапрошлом году продано всего 300 щенков, гораздо меньше, чем ожидалось. Поэтому другие владельцы немецких зоомагазинов не спешат следовать примеру своего «старшего» коллеги, и Зоопарк Зайджека – это единственное место в Германии, где вы можете купить собаку.
Проблемы вообще наваливаются, как снежный ком. Наступают на пятки конкуренты. Так, на бизнес посягает небезызвестная крупнейшая сеть Fressnapf - только в окрестностях Дуйсбурга расположено 16 ее магазинов. Зайджек одним прекрасным летним днем не поленился нанести визит в один из них. «Слава Богу, у меня нет ничего общего с этим магазином», - вспоминает он. – «Пахло выделанной кожей и линолеумом – тяжелый запах. В воздухе не разносилась привычная звериная какофония – там вообще нет никаких животных, выставленных на продажу. Магазин площадью 600 кв.м. обслуживало два работника – у меня здесь было бы занято 10 человек». Заметим, что общая штатная численность персонала Зайджека составляет 200 человек, включая трех штатных ветеринаров. Поразило другое: насколько низкие цены установила сеть-конкурент на свои продукты! «За ними просто невозможно угнаться… За последние пять лет мы продали товаров примерно на 30% больше, но не сделали большей выручки. Мы просто вынуждены бороться, чтобы выжить», - резюмирует Зайджек.
Существует еще такая страна, как Китай, и Зайджек небезосновательно опасается, что там в состоянии превзойти все его достижения. «Искренне верю в то, что китайцы могут сделать все, что угодно», - признается он. А потом на сцене появляется он – Его величество Интернет. Одним из курьезов в развитии бизнеса Зайджека стало то, что он вырос в ширину и в высоту, но не стал современнее. У него даже нет центральной компьютерной системы учета – работают в основном с допотопными бумажками. Мы задали Зайджеку простой вопрос о его ежедневных эксплуатационных расходах – так он извлек калькулятор и при нас посчитал (€25000). Да, Зайджек присутствует и в интернете, но там совершенно другой покупатель, порядком избалованный дешевизной. «Ко мне приходят люди, потому что хотят набраться опыта», - уверен бизнесмен. – «В интернете вы всего этого не получите». Но, несмотря на подобные заявления, все не так уж и просто, и развитие интернет-бизнеса больно бьет по Зайджеку. Да, в его магазин можно прийти и набраться там пресловутого опыта, но можно сделать это проще, имея под рукой всего лишь компьютер и Гугл.
Самый большой вопрос, который мы ставим, может ли пережить любимое детище своего создателя. Зайджеку уже за 60, и он отнюдь не блещет крепким здоровьем. По его собственному признанию, он умирал уже четыре раза, и всякий раз его возвращали к жизни доктора в реанимации. Первые три смерти пришли после того, как жалила ядовитая рыба-крылатка в собственном «зоопарке». Четвертая «смерть» – во время операции по замене коленного сустава. Он доверил 49% акций своей компании своей дочери, Кате Банащак (Katja Banaszak), чтобы она смогла продолжить начатое им дело. Она уже взяла на себя все хозяйственные аспекты деятельности компании, в то время как отец сосредоточился на вопросах маркетинга и рекламы. Мы встретились с ней – приветливая и чуткая женщина в очках без оправы. Пожалуй, она унаследовала деловую хватку своего родителя, но при этом напрочь лишена его одержимости. «Он всегда был снедаем экстремальными идеями», - с любовью говорит она. – «Теперь вот хочет взяться за пингвинов». Зайджек уже было начал переговоры с одним из немецких зоопарков, но дочь смогла уговорить его повременить. Г-жа Банащак сомневается, что пингвины – это именно то, что сейчас на самом деле нужно крупнейшему в мире зоомагазину, равно как и любые другие новые животные. «Для этого мы уже достаточно большие»!
Оригинал публикации: The World’s Biggest Pet Store Has 250,000 Animals. Автор: Бен Крер (Ben Crair). Источник и фото: www.bloomberg.com Перевод, адаптация и русскоязычный текст: Сергей Чернышев
Забавные и познавательные истории о Ваших питомцах - подписывайтесь на наш канал!
Где у собак пупок? Как подружить кошку и собаку? От чего смеётся ёж? Вся энциклопедия о животных на нашем сайте.