НИКОЛАЙ ВИТОВТ, ЗАВТРА ТВОЕЙ СТРАНЫ
На стремительно развивающийся белорусский рынок e-commerce приходит новый игрок. Он составит конкуренцию главному местному маркетплейсу Onliner.by и, не исключено, крупнейшему онлайн-ретейлеру 21vek.by.
Как объявил Антимонопольный комитет Украины, ведомство не возражает против приобретения крупнейшим украинским интернет-супермаркетом Rozetka.ua контрольных долей в нескольких онлайн-площадках группы EVO. В частности, речь идет об украинских маркетплейсах Prom.ua, Bigl.ua, Shafa.ua, Crafta.ua, Kabanchik.net, Zakupki.prom.ua, а также казахстанской и белорусской площадках Satu.kz и Deal.by. В нише маркетплейсов до сделки активность Rozetka.ua была незначительной.
Онлайн-ретейлер Rozetka.ua в 2005 году создал Владислав Чечеткин. Компания начинала с интернет-торговли электронной и бытовой техники, в которой за короткий срок стала лидером. В 2010-е годы бизнес разросся за счет новых направлений – продажи в интернете спорттоваров, детского ассортимента, инструментов и автотоваров, канцтоваров, сантехники, парфюмерии и косметики, одежды и обуви, наконец, алкоголя и продуктов питания. В перечень товаров, которые можно приобрести на Rozetka.ua, входят свыше 1,2 млн наименований, компания также оказывает услуги по заказу авиа- и железнодорожных билетов. Rozetka.ua работает с клиентами через пункты выдачи товаров в Киеве и Одессе, курьеров, частные почтовые компании и государственную «Укрпошту». Ее формат примерно похож на то, как в Беларуси функционирует местный лидер онлайн-ретейла – 21vek.by. Белорусская компания была создана Cергеем Вайниловичем, Иваном Плюгачевым и Павлом Матусевичем примерно в то же время – в 2004 году. Правда, у белорусов нет доступа к алкоголю (запрещено на государственном уровне продавать в интернете) и продуктам питания (сегмент захвачен онлайн-проектом e-dostavka.by).
В 2015 году владелец Rozetka.ua Владислав Чечеткин привлек 40 млн долларов от инвестиционного фонда Horizon Capital (в Беларуси фонд до 2015 года был акционером МТБанка), а в 2016 году впервые попал в топ самых богатых украинских бизнесов по версии Forbes.
В свою очередь Группа EVO – это совместный проект украинских инвесторов Николая Палиенко, Тараса Мурашко и Дениса Горового и южноафриканского медиа-холдинга Naspers. В 2008 году украинцы инвестировали в несколько торговых площадок на постсоветском пространстве (Prom.ua, Deal.by, Satu.kz и др.). Их проект практически сразу привлек внимание медиа-гиганта Naspers, который принадлежит восьмому по состоянию богачу Африки Коосу Беккеру. Его холдинг через «дочку» Allegro Group в 2009 году стал владельцем контрольных долей в этих маркетплейсах. В середине 2010-х годов, по версии Gemius, Deal.by входил в топ-30 самых популярных у белорусов сайтов. Выше его из маркетплейсов в этом списке были Onliner.by Ксении и Виталия Шуравко, AliExpress и Kufar.by. Как говорится в сообщении АМКУ, Rozetka.ua выкупает долю Naspers, а остальные инвесторы EVO, Deal.by становятся совладельцами объединенной компании.
Вхождение Rozetka.ua на белорусский рынок – продолжение консолидации в местном сегменте e-commerce.
В 2016 году ресурс частных объявлений Kufar.by, запущенный в 2010 году в Байнете скандинавским медиаконгломератом Schibsted Media Group, выкупил у Юрия Зиссера и акционеров TUT.BY площадку частных объявлений Second.by. Она была интегрирована в Kufar.by и таким образом был создан крупнейший игрок в этом сегменте Байнета.
В 2017 году тон на этом рынке задавала инвестиционная компания «Зубр Капитал» во главе с Олегом Хусаеновым, провернувшая сразу две сделки.
В рамках одной из них владельцы TUT.BY объединили свою автоторговую площадку A.TUT.BY с проектом av.by Натальи и Андрея Зайцевых под их брендом. После этого av.by получил инвестиции и вошел в портфель фонда Zubr Capital Fund I. В рамках второй их них «Зубр Капитал» выкупил долю в крупнейшем онлайн-ретейлере 21vek.by.