Я покупаю доллары. Собирать американскую валюту начал уже давно, а в декабре 2014 года мой интерес к инвестициям в зеленые бумажки вырос еще больше. В моей коллекции есть разные экземпляры. И по 40 рублей, и по 55, и по 62, даже есть по 66 рублей. Последние купил еще в апреле — мае 16-го.
Если верить нашим чиновникам, то лучшее, что я могу сейчас сделать с валютой, — продать ее. Потому что дальше будет только лучше: Россия к 2024 году может войти в число пяти крупнейших экономик мира!
Но есть три причины, по которым, я не верю в российскую валюту.
№ 1. В России реальные доходы граждан продолжают падать
Пока, правда, маги из Росстата бессильны поднять отечественный ВВП выше 1,7%. Для сравнения: в задолжавших всему миру США в этом году экономический рост составил 2,2% в I квартале и 4,2% во II квартале. Американцы продолжают покупать автомобили, книги, телефоны, ездить на отдых, тем самым содействуя росту национальной экономики. В России реальные доходы граждан продолжают падать.
Тревожный сигнал из-за океана — нарастающий рост обязательств госбюджета и ужесточение кредитной политики ФРС. Рост ставок может ударить по экономике, а вместе с исчерпанием эффекта от налоговых стимулов это может привести к рецессии. И чем выше фондовый индекс S&P 500, тем больше предупреждений инвесторам о якобы скором развороте рынка. На этом фоне некоторые инвесторы снова потянулись в развивающиеся рынки. Крупнейший в США биржевой фонд iShares JP Morgan EM Local Government Bond зафиксировал значительный приток клиентских средств, пишет Bloomberg.
И перемена погоды, казалось бы, России на руку: цены на гособлигации и фондовые индексы растут, рубль почти стабилен, радуют цены на нефть. Возможно, к концу года мы действительно увидим доллар по 63 рубля и ниже?
№ 2. Позитив может закончиться
Но позитив может быстро закончиться. Пока тот же Минфин отнюдь не спешит отказаться от валютных спекуляций. Об этом на днях лишний раз напомнил вице-премьер. Даже в правительстве не верят в светлое будущее. Чего стоит фраза Дмитрия Медведева о том, что следующие шесть лет будут непростыми для экономики.
№ 3. А если произойдет снижение добычи нефти?
Опасения, что экономика снова пойдет вразнос, небеспочвенны. Если, например, один из главных источников пополнения бюджета — нефтедоллары — иссякнет. Глава Минэнерго Александр Новак даже знает, когда: снижение добычи нефти начнется после 2021 года. То есть уже совсем скоро.
И еще кое-что...
А еще в обозримой перспективе — новые санкции, новые налоги (которые окончательно убьют внутренний спрос) и новый кризис в финансовом секторе. Банки все больше и больше зависят от подпитки регулятора. Недаром крупный госбанкир недавно намекнул россиянам о конвертации валютных вкладов.
Само государство всеми возможными способами старается наполнить различные фонды. От ФНБ (здесь уже 75,8 млрд долларов) до золотовалютных резервов ЦБ. Если вы не в курсе, то летом наш ЦБ активно избавлялся от казначейских бумаг США, а полученную взамен валюту размещал на счетах в иностранных банках. Так стоит ли поступать иначе и делать ставку на рубль в ожидании его дальнейшего укрепления?
Альберт КОШКАРОВ, инвестиционный обозреватель Банки.ру