Найти в Дзене
РЭМ-Консалтинг

ФНС против Конституции

ФНС России выпустило крайне дискуссионное Письмо от 10.07.2018 № ЕД-4-15/13247 «О профилактике нарушений налогового законодательства», в котором обозначила признаки фиктивной деятельности налогоплательщика, мероприятия налогового контроля, направленные на выявление и предотвращение такой деятельности, а также ввела непредусмотренный законом механизм отзыва (аннулирования) налоговых деклараций.

К признакам фиктивной деятельности в Письме отнесены, в частности:

  • представление уточненных налоговых деклараций с некорректным порядковым номером корректировки
    уклонение руководителей налогоплательщика от явки на проведение допросов (более 2-х раз)
    явка на допросы с представителями (адвокатами);
  • непроживание руководителей налогоплательщика по месту их регистрации;
    выдача доверенности на представление интересов представителям, зарегистрированным (проживающим) в других субъектах РФ;
    организация является вновь созданной (дата создания/регистрации – 2017 год);
  • предоставление налогоплательщиком на протяжении нескольких предыдущих отчетных (налоговых) периодов «нулевой» отчетности;
  • приближенность отраженных в налоговых декларациях сумм доходов к сумме расходов;
  • удельный вес налоговых вычетов по НДС более 98 %;
  • ненахождение организации по месту ее регистрации;
    незаключение договора аренды с собственниками помещений;
  • среднесписочная численность 1 человек либо отсутствует;
  • неполучение руководителями организаций доходов, в том числе и в организациях, руководителями которых они являются;
  • изменение налогоплательщиками места постановки на учет;
  • внесение сведений о смене руководителя организации незадолго до предоставления отчетности;
  • отсутствие расчетных счетов в течение трех месяцев с даты создания (регистрации) организации;
  • открытие (закрытие) множества расчетных счетов (более 10);
  • «транзитный» характер движений денежных средств по расчетным счетам;
  • открытие расчетных счетов в банках, отличных от места регистрации организации;
  • руководитель (учредитель) организации не является резидентом РФ.

Для сбора необходимых доказательств налоговый орган проводит допросы руководителей, учредителей, представителей налогоплательщика. Письмом предусмотрены также следующие мероприятия налогового контроля:

  • осмотр помещений по адресу налогоплательщика;
  • истребование у банков документов (информации) в целях установления и проверки полномочий лиц, открывающих счет и имеющих право на распоряжение находящимися на счете средствами;
  • истребование у удостоверяющего центра документов (информации) с целью установления и проверки полномочий лиц, обратившихся за получением сертификатов ключей проверки электронных подписей;
  • проведение экспертизы документов и информации на машинных носителях (почерковедческая, автороведческая, технико-криминалистическая) в целях исключения фактов представления фиктивных документов и проверки достоверности подписей лиц.

Налоговым органом может быть инициирована процедура аннулирования налоговых деклараций, если им на основе указанных в Письме признаков будут установлены факты фиктивной деятельности налогоплательщика.

В Письме приводится Инструкция по отзыву (аннулированию) соответствующих налоговых деклараций, хотя НК РФ такая процедура не предусмотрена.

Признаки фиктивной деятельности, которые приводятся в Письме, вызывают множество вопросов, поскольку большинство из них сами по себе никак не могут свидетельствовать о фиктивности и в целом ставят под сомнение адекватность системы.

В частности, введение территориального критерия при выдаче доверенности представителям ограничивает налогоплательщика на свободный выбор, что является нарушением как прав налогоплательщика, так и прав представителей. Отсутствие руководителей организации по месту их регистрации не имеет никакого отношения к деятельности самой организации и уж тем более не может оказывать влияния на ее фиктивность. Презюмирование фиктивности вновь образованных предприятий, исходя из единственно факта их создания, и вовсе абсурдна.

Особый же резонанс вызывает та часть Письма, из которой следует, что участие адвоката в допросе равносильно отсутствию реальности ведения деятельности. Оценка ФНС России факта присутствия адвоката на допросе очевидно является тревожным знаком, приравнивающим неотъемлемое право лица на юридическую помощь, предусмотренное ч. 1 ст. 48 Конституции РФ, к компрометирующим обстоятельствам. Привлечение адвоката к участию в допросе является безусловным конституционным правом налогоплательщика.

Предвзятость обозначенных в Письме признаков фиктивности при их формальном применении может создать негативный прецедент, на который могут впоследствии ссылаться нижестоящие налоговые органы при вынесении решений.

Эксперты «РЭМ КОНСАЛТИНГ» готовы предоставить консультации по вопросам сопровождения мероприятий налогового контроля, а также выступить представителями налогоплательщиков в рамках таких мероприятий в налоговых органах и в суде.